Защитные меры
Только топором и вырубишь
Петербург решил бороться с вандалами способом, который придумали еще древние греки
В 2009 году фасады домов вдоль канала Грибоедова украсили репродукции шедевров отечественной живописи. Русский музей дал возможность горожанам полюбоваться на работы из своих коллекций, однако ни Репин, ни Айвазовский долго на набережной не продержались: стали жертвами вандализма. 15 репродукций, посвященных Отечественной войне 1812 года, ныне заняли места своих предшественниц - но их вандалам уже не испортить.
- Разве только топором разрубить, но вряд ли найдутся такие охотники, - говорит Оксана Торгачкина, исполнительный директор компании «Строительство. Технологии. Инновации», которая занималась созданием антивандального покрытия для репродукций. - Мы каждый день звоним в Русский музей, интересуемся, в каком состоянии картины, - пока все в порядке.
Специальный защитный слой, нанесенный на изображения, спасает их от внешних повреждений: картины теперь не боятся ни снега, ни дождя, ни вандалов. Любое загрязнение легко смывается влажной тряпкой, так что репродукции можно даже трогать руками. Однако никто из прохожих этого не делает - ведь работы выглядят как оригинальные полотна.
Петр Добролюбов, генеральный директор компании «АРТ-ТУР» - организатора выставок под открытым небом, разглядел исторические параллели:
- Все новое - это хорошо забытое старое. Еще древние греки начали делать специальный защитный слой для своих скульптур и живописных работ - плавили воск и смолу. Поверхность получалась очень прочной. Шедевры дошли до наших дней, а ведь многие из них хранились под открытым небом.
Конечно, климат Эллады отличался от петербургского, да и баллончиков с краской тогда еще не изобрели. Правда, идеализировать древний мир не стоит, ведь вандалы существовали и до нашей эры.
- Вспомните Герострата, который сжег храм Артемиды, чтобы его имя запомнили потомки, - продолжает Петр Добролюбов. - Мотивы нынешней молодежи ведь не сильно отличаются. Они портят вагоны поездов, остановки - и часто публично, на людях. С ними надо проводить воспитательные беседы или наказывать - но тоже публично. Человек не может этим болеть вечно - с возрастом проходит. Вряд ли мужчина, у которого есть семья, дети, пойдет расписывать заборы. Мне кажется, нужно верить в добропорядочность горожан - без этого нельзя.
Однако верить с каждым годом становится все сложнее: нападкам вандалов подвергается архитектура Дворцового парка в Гатчине, страдают кони Клодта на Аничковом мосту, разрушен фонтан в Румянцевском саду - перечислять можно долго. Что уж говорить о копиях полотен Репина и Айвазовского, оказавшихся три года назад такими доступными для вандалов. Остается надеяться, что новое «обмундирование» не подведет репродукции картин, посвященных Отечественной войне, и за год, в течение которого будет длиться выставка, никто не покусится на шедевры мирового искусства с топором.
Анна ЖАВОРОНКОВА