Экран в клеточку
«Послание к Человеку» дошло до «Крестов»
Заключенных попытались познакомить с документальным кино
В этом году старейший питерский кинофестиваль «Послание к Человеку» проходил больше чем на десяти площадках: в первом павильоне «Ленфильма», Доме радио, в городских кинотеатрах и вузах, а документальную картину «Рожденные в СССР: 28 лет» показали даже в «Крестах»: четвертую серию знаменитой эпопеи о судьбе нашей страны в этот раз увидели не только кинолюбители и критики, но и зэки.

За «Золотого кентавра» в рамках конкурса «Окно в Россию» боролись 25 фильмов, среди них «Поморы», «Улица Сталина», «Дыхание тундры» и многие другие. Однако в СИЗО № 1 отправился лишь один из них. Автор «Рожденных в СССР» Сергей Мирошниченко после киносеанса объяснил почему:
- Наверное, из всех фильмов именно наш ближе всего народу, в том числе и этим парням, которые сегодня собрались в зале, - они ведь тоже часть народа. Я заметил очень много молодых лиц, большинство заключенных, смотревших картину, - люди до тридцати. Мой фильм про них, герои картины обращаются именно к этому поколению.
Во время показа зрители смеялись, перешептывались, обсуждали персонажей; они хмурились, когда их что-то смущало во взглядах и поступках рожденных в СССР, - было видно, что картина задевает за живое. Однако бурного обсуждения, на которое так рассчитывал режиссер после киносеанса, не получилось: только двое из ста человек осмелились задать вопросы съемочной группе. А что тут спросишь? Фильм документальный, в нем нет ни капли игры, вымысла, нет особой символики - герои правдиво рассказывают о себе: плачут, когда вспоминают смерть близкого человека, улыбаются, когда говорят о первой любви.
Четвертая серия «Рожденных в СССР» - не последняя. Режиссер планирует продолжать работу со своими подопечными (в 1990 году для участия в кинопроекте были отобраны 20 семилетних детей, с тех пор каждые семь лет они рассказывают на камеру о перипетиях своей жизни).
- Я взялся за это, чтобы доказать себе и западным коллегам, которые уже осуществляли подобные проекты: в России тоже могут делать качественную документалистику, - говорит Сергей Мирошниченко. - Вся съемочная группа тогда была на подъеме. А потом этот фильм стал частью меня. Мы хотим снимать наших «детей» до 70 лет. Я понимаю, что режиссеры так долго не живут, поэтому передаю это дело своим ученикам. Среди них - девушки и юноши от 18 до 22, и все они воспринимают фильм о своих старших соотечественниках как охранную книгу. Они смотрят фильм и понимают, как ценна жизнь. В нем мальчик из Грузии, балованный сынок крупного предпринимателя, прошедший войну, переживший смерть близких и покинувший свою страну после совершеннолетия, утверждает, что «смерть надо встретить хорошим, достойным человеком, чтобы не было стыдно за прожитые годы». А близнецы с окраины Петербурга, которые к 27 годам разочаровались друг в друге и перестали встречаться, советуют нам «любить родителей и много работать».
Главное пожелание самого режиссера прозвучало в конце киносеанса в «Крестах»:
- В детстве их было легко снимать, большинство ребят не понимали, что такое камера. В 14 лет они хорошо осознавали, зачем их снимают, но подростки тогда были раскованные, им все было любопытно, интересно. А в 21 они начали думать, им всем было невероятно тяжело. Сейчас треть моих героев находится в сложном психологическом состоянии: многие пережили большие испытания, но у каждого из них есть огромное желание жить и есть надежда. Я хочу, чтобы эту надежду они дали и вам.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото автора