Впечатления
Рожден ли человек для счастья?
Театр «Лицедеи» представил свою новую работу - добрый спектакль в стиле ретро
Актеры, которые кормят зрителей яблоками и апельсинами, играют с ними в бадминтон и катают с горки, есть только в «Лицедеях». Недавно эти весельчаки поставили новую комедию - «Old school» («Старая школа» в переводе с английского). Играют сразу три поколения артистов: от мэтров Либабова и Соловьева до студентов Театральной академии. Режиссер Борис Уваров признался, что его молодые ученики сделали спектакль практически самостоятельно. Если это правда, то у российской режиссуры не безнадежное будущее.

Ностальгия по красным галстукам
Источником вдохновения для режиссера и его подопечных стала советская школа. Тут обязательно должен быть человеческий скелет, портреты всех «программных» ученых и литераторов - от Ньютона до Достоевского, здесь ученики сидят за деревянными партами с наклоном и носят огромные квадратные ранцы за спиной.
В спектакле задействованы молодые актеры, которые ни пионерами, ни даже октябрятами никогда не были: не успели. Об эпохе красных галстуков они знают лишь понаслышке, но все равно по ней ностальгируют: им очень идут и блестящие советские значки, и эти большие ранцы, и знаменитая песня про первоклашку.
В конце концов, во многих школах почти ничего с тех времен и не изменилось: сохранились и школьные линейки, и скелеты в кабинетах биологии. И даже красные галстуки, ведь ретро сейчас в моде.
Машинка времени
Но в этом мире советской идиллии есть место чипсам «Лэйс», кока-коле и айфонам. Главная героиня, школьница в белом фартучке (Полина Бондарь), фотографирует все жизненные перипетии на камеру в своем мобильном телефоне: снимает своего одноклассника, застигнутого врасплох, снимает себя с расстояния вытянутой руки, она делает даже фото мамы (Анна Никитина), которая прилипла языком к горке. Постойте! Тема горок и языков нынче неактуальна: у детей сейчас другие интересы… Но в том-то и дело, что спектакль весь соткан из временных нестыковок, он как машинка времени. На сцене уживаются вместе и современные типажи, и типажи советские. Последние режиссеру явно ближе: одна из главных героинь работает учительницей в школе, другой персонаж - торгует овощами с лотка. Перед спектаклем Борис Уваров рассказывал:
- Во времена перестройки многие шли овощи продавать, я, например, тоже. В торговлю уходили врачи, ученые, артисты - деньги-то надо было чем-то заработать. Наш герой очень типичен, люди его знают и любят.
Авоська с апельсинами
Персонажи практически ничего не говорят, даже не мычат и не плачут - вместо голоса и интонаций у них пантомима, вместо красивых слов - пластика. Наиболее красноречивой оказалась учительница: она кричала, свистела, наконец, она произнесла длинный монолог о смысловых приставках - пародия на урок русского языка в средней школе.
Один из самых комичных моментов спектакля - зимнее утро в школе. Когда девочка начинает «разоблачаться» и стягивает с себя вещи: снимает шесть или семь пар рваных коричневых колготок, сбрасывает свитера и бадлоны, находит в прослойках лишние предметы: моток скотча и вязаный тапок. И естественно, не успевает закончить эту церемонию до звонка.
А временами и плакать хочется. Когда видишь на сцене что-то до боли родное: папа заходит в школу, чтобы забрать у ребенка ключи от дома, немолодой уже торговец овощами в знак любви наполняет авоську своей дамы сердца фруктами, все герои дружно прилипают языками к замерзшей детской горке.
Две семьи и четыре времени года
Всякий сезон в спектакле что-то да означает: осень - знакомство со школой, зима - девчачьи мучения (ведь надо носить уродливые рейтузы!), весна - первый поцелуй, лето - белые ночи и свадьбы.
На фоне появляющихся на сцене снежных хлопьев, желтых листочков и разведенных мостов спектакль смотрится как хорошая добрая сказка. Хотя судьбы героев вполне реалистичны, даже чересчур. Мы видим две не слишком благополучных семьи: в одной - мать-одиночка, работающая в школе, в другой - отец, на плечах которого сын-оболтус и нелюбимая работа: свое дите он воспитывает подзатыльниками, а личные беды запивает алкоголем.
Но в конце концов все четверо находят свою любовь и играют двойную свадьбу - классический хеппи-энд, но, кстати, тоже вполне реалистичный. Ведь каждый человек достоин счастья - об этом и спектакль.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото автора