Ненародное искусство
Пригова не спасет даже Эрмитаж
Работы художника навсегда поселились в выставочных залах Главного штаба
В Петербурге прошли Дни Дмитрия Пригова. Человек этот известен широкой аудитории в основном как автор матерных стишков про советских «милицанеров», однако круг его интересов одной поэзией не ограничивался: Дмитрий Александрович писал либретто для опер, снимался в фильмах и писал картины. В 90-х он привозил в Петербург скандальные инсталляции и выставлялся в митьковской галерее. В общем, обитал человек в своей андерграундной нише и никому не мешал. Но вот теперь за продвижение приговских работ почему-то взялся Эрмитаж: в выставочном зале Главного штаба открылась постоянная экспозиция, посвященная творчеству этого «универсального гения».
Однако те работы, что попали в залы Эрмитажа, вряд ли можно назвать гениальными: здесь - пассажи на тему «Черного квадрата» Малевича, инсталляции с белыми стульями на черном фоне и испорченные репродукции русских классиков - Шишкина и Нестерова (на них рукой Пригова наклеены разнообразные этикетки). На одну из стен проецируются кадры «гениального» фильма о возведении спичечного домика.
Дмитрий Пригов - первый из отечественных художников, чье искусство Эрмитаж представляет в помещениях нового выставочного центра. Другие залы украшают работы королевы Дании, рисунки Франсиско Гойи и картины английских художников - на этом фоне графика русского концептуалиста выглядит беспомощной.
- Пригов - явление мировой культуры, и мы очень горды, что его работы находятся в стенах Эрмитажа! - попытался развеять наш скептицизм директор музея Михаил Пиотровский. - Признаюсь честно: эта выставка - эксперимент, но надеюсь, что работы Пригова у нас приживутся.
Впрочем, первые посетители экспозиции - туристы из российских городов - вслед за журналистами «Смены» только пожимали плечами: Рафаэль в залах Зимнего дворца их впечатлил гораздо больше. Массовой отечественной публике художественное творчество Пригова оказалось совсем не близко.
Оно и понятно: вдохновленный европейскими мастерами-концептуалистами и притесняемый на советской родине, Дмитрий Александрович адресовал свои полотна именно западному зрителю. В 80-х его картины произвели фурор за рубежом, в Германии и Италии творчество Пригова по сей день остается сверхпопулярным. Но вот парадокс: у себя на родине таковым он вряд ли станет. И изменить это не в силах даже Эрмитаж.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото Святослава АКИМОВА
12.10.2015