Ретроспектива
Наполеон среди «Гимнастов»
Создатель знаменитого полотна о советских спортсменах Дмитрий Жилинский ныне пишет картину к сочинской Олимпиаде
В корпусе Бенуа Русского музея в минувшую среду открылась выставка работ народного художника России Дмитрия Жилинского. Пик его славы пришелся на 1960-е годы: после работ «У моря. Семья» и «Под старой яблоней» живописец в свои сорок стал живым классиком. Полотна Жилинского хранятся в коллекциях и Русского музея, и Третьяковской галереи, однако увидеть полную ретроспективу можно только на нынешней экспозиции в Петербурге.

- Среди своих картин я - Наполеон! - сказал Жилинский, позируя фотографам на фоне знаменитых «Гимнастов».
Герои картины - красивые крепкие мужчины, чем-то напоминающие древних римлян. Именно такими были члены сборной СССР по гимнастике, завоевывавшие в 60-х первые места на международных состязаниях. Открывая выставку, художник признался, что эти «древние римляне» в белоснежных трико - одна из самых любимых его картин.
- Я не писал ее на заказ. Вообще никогда не работаю под чьим-то давлением - я творю для себя, - пояснил Дмитрий Дмитриевич «Смене». - Мои любимые полотна хранятся у вас, в Петербурге: здесь очень личная картина «Под старой яблоней» и «Гимнасты», с которыми я провозился два с половиной года. Когда я показал ее эскиз своему учителю художнику Фаворскому, он сказал: «Дима, наконец-то ты стал думать о пространстве».
Жилинскому и сейчас близка спортивная тематика: одну из своих работ он мечтает привезти на Олимпиаду в Сочи.
- Узнав, что Игры будут проходить в этом городе, я тут же задумал что-то написать. Работа будет называться «Приезд аргонавтов за золотым руном». Размер холста - 2,5 метра в высоту и 1,6 метра в ширину. Хочу, чтобы картину увидели наши спортсмены, чтобы она подняла им дух и напомнила о Гомере. К тому же я сам сочинец, и мне будет вдвойне приятно выставляться у себя на родине.
Впрочем, Жилинского вдохновляют не только успехи атлетов и физическая красота - он любит теплые страны, море, цветы. Отдельная глава его творчества - семья.
- Для меня семья - это святое, - говорит Дмитрий Жилинский. - Почти все мои знакомые художники - люди семейные, и никто из них не обходился без того, чтобы не написать портрет своей возлюбленной или своего ребенка. Мне много позировала первая жена Ниночка. Она, кстати, была скульптором и тоже писала картины. После смерти супруги я посвятил ей большое полотно «Похороны художника».
Сейчас Дмитрию Дмитриевичу - 85. Он до сих пор много работает, участвует в политической жизни страны и мечтает, чтобы российские власти все-таки чуть больше заботились о культуре.
- В Советском Союзе два процента от ВВП шло на поддержку творчества - сумма была приличная. И нам этого хватало. Несмотря на все идеологические препоны, которые чинила советская власть, я благодарен ей за помощь. Сейчас каждый вынужден отвечать только за себя. Мне грустно, что ушло понятие товарищества, когда художник мог попросить у своего даже незнакомого коллеги совета и тот бы, не задумываясь, ему помог.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото Святослава АКИМОВА