В гостях у «Смены»

Владимир Гостюхин: «Могу сниматься только в русских фильмах»

Знаменитому актеру все время предлагают роли в западном кино, но он отказывается

Отрицательного персонажа Гостюхин сыграл лишь единожды - в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение». После съемок артист думал: быть ему злодеем в кино, однако Владимира Васильевича ждало совсем другое амплуа. Все остальные роли были положительными. Зрители любят героев Гостюхина за душевность и простоту. О своем профессионализме он не стесняется говорить вслух, наоборот, уверен, что хвалить себя полезно: в эпоху продюсерского кино и пустых сериалов без этого никуда. О том, как выживают современные актеры, о нынешних «звездах» и несостоявшихся режиссерских проектах Владимир Васильевич рассказал в интервью «Смене».

Белорусская «тайга»
- Последние тридцать лет вы живете в Минске, а ведь когда-то жили в Москве, Киеве. Замечаете какую-то разницу между тремя столицами?
- Главное - жить на своей земле. Я родился на Урале, а начинал свою актерскую карьеру в Москве. В Минске оказался неслучайно: Белоруссия - исток предков по материнской линии, здесь у меня дом, здесь родственники. То же самое могу сказать о Киеве. Однако ни Россию, ни Белоруссию, ни Украину я не воспринимаю как отдельные государства - для меня это единое пространство. Советский Союз, который мы потеряли, все еще остается в моей душе и в моем сердце.
- Вы по-прежнему много снимаетесь и нечасто, наверное, позволяете себе отдохнуть…
- Да, не так часто, как хотелось бы. Но если появляется свободное время, я сразу уезжаю к себе: в тишь, в глушь - туда, где никого нет. Зимой надеваю коньки и выезжаю на лед озера Болдук - нашего маленького Байкала. Когда к берегу подходят лоси, они вечно смотрят на меня и, наверное, думают: что там за сумасшедший на коньках? А мне - хоть бы что! Я еду, кричу что есть мочи и так выплескиваю энергию. В этой «тайге» я абсолютно один. Если упаду и сломаю ногу, меня и не найдет никто. Но я так устроен: люблю экстремальные ситуации.
- Можете назвать лучшее место на земле?
- Да, это деревня Станчаки. Она находится на границе Белоруссии с Литвой - чарующее, сказочное место! Здесь никто не живет - только четыре местных аборигена. Здесь удивительные поля, и иногда мне кажется, что если к нам прилетят инопланетяне, то они приземлятся именно на одном из этих полей - такие они огромные и раскидистые. В Станчаках я выстроил себе усадьбу, но она очень простая. Люблю приезжать сюда осенью, когда нет никаких дачников. В конце сентября я еще купаюсь - закаляюсь. Потом бегу в баньку - париться могу по три-четыре часа. После таких процедур становлюсь моложе лет на десять.

«Я женат на профессии»
- Цените одиночество?
- Да, очень ценю и люблю. Наверное, поэтому моя семейная жизнь так и не сложилась. Я не могу ни от кого зависеть: если чувствую зависимость - ухожу. Может быть, это не по-христиански, но иначе я не умею. До тех пор, пока я сам себя обслуживаю, сам себя уважаю и обгоняю в спортзале молодых ребят, я предпочитаю оставаться один.
- Но ведь актер - профессия публичная!
- Это особый случай. Для меня моя профессия - это все, я женат на ней. Правда, сейчас в этой профессии мне сложно: с появлением продюсерского кинематографа смыслы, потребности и желания, которые для меня были тесно связаны с актерской деятельностью, просто исчезли. Сегодня нужны не профессионалы, не личности - нужны символы. Актеров сменяют актеришки, которых все почему-то называют звездами. Я стараюсь избегать этого слова, ведь так называемые звезды становятся известны лишь благодаря сериалам, меняющимся, как карты в руках у шарлатана. Такие актеры знают только одно: выучить текст и на съемочной площадке его произнести, их игра не будоражит нерв, не зажигает глаза зрителей.

С Аль Пачино на «ты»
- А часто приходится соглашаться на участие в проектах, которые претят душе?
- Нет, я могу выбирать. Если в сценариях, которые предлагают, есть достойные эпизоды - соглашаюсь. Недавно снимался в фильме «Пепел» - работалось очень интересно, хоть у меня и была там крошечная роль. Два дня мы с Женей Мироновым трудились лишь над одним эпизодом: занимались очень тонкой работой, выстраивали психологические отношения, что я очень люблю. Приятными были и съемки в картине «Подпоручик Ромашов», которую мы с режиссером Черницким привезли на фестиваль в Гатчину. В основу фильма легла повесть Куприна «Поединок». Это невероятный писатель: умный, интеллигентный, тонкий, и сценарий тоже был потрясающий. Я все думал: как же это сыграть, выживу я в этой роли или нет? Перед любыми съемками для меня важно понять, какого персонажа я буду представлять. Я - характерный артист, и все роли у меня совершенно разные. Гостюхин в «Урге» и в «Генерале Горбатове» - это два разных человека. И о своем мастерстве я не стесняюсь говорить. Меня сравнивают с Де Ниро, с Аль Пачино, удивляются, что я вообще делаю в отечественных сериалах, но на это у меня один ответ: «Деньги надо зарабатывать».
- Но если уж стремиться к деньгам, так у вас была возможность уехать в Америку...
- Да, меня приглашали. Но не хочу я туда ехать. Я - русский актер, у меня русская душа, и я могу сниматься только в русских фильмах. Один итальянский режиссер как-то предлагал мне в своем фильме небольшую роль, в сценарии она была обозначена как «славянин». Вы не представляете, какую мерзость они там написали, - было очень обидно и горько. Я поражался, как можно Россию так ненавидеть!

«Дально-бойщиков» больше не будет
- Владимир Васильевич, вы пробовали себя и в качестве режиссера: сняли фильм «Ботанический сад», но на этой картине все закончилось. Почему?
- Не сложилось. В 90-х в Минске сразу после «Ботанического сада» мы задумали снять полнометражную картину по мотивам произведения Виктора Астафьева, которого я очень люблю. Был уже написан и утвержден сценарий, но нас не поддержали материально: на «Беларусьфильме» сказали, что русские писатели им не нужны, и мою идею зарубили. Больше я не пытался ничего снимать.
- Вы долго участвовали в съемках легендарных «Дальнобойщиков». Роль Иваныча не надоедала?
- После того как мы сняли больше тридцати серий, я ужасно устал. И мы расстались с Владом (в сериале Владислав Галкин исполнял роль Сашки, близкого друга и коллеги Иваныча. - Прим. ред.). Два года назад мне предложили вернуться и продолжить съемки. И я очень обрадовался, тем более что Галкин тоже согласился. Мы с ним придумали классный сюжет. А через две недели мне позвонили с НТВ и сказали, что Влад погиб. Я даже не поверил сразу. Поскольку фильм был уже запущен, какие-то серии мы все же сняли, но без Влада эта история потеряла всякий смысл.

Анна ЖАВОРОНКОВА

12.10.2015