Пир вдали от дома

Альберт Асадуллин: «В жару такая тоска по снегу!»

В Индии знаменитый певец пришел в восторг от запаха родной хвои

Визитная карточка Альберта Асадуллина - песня «Дорога без конца». Сложно найти человека, который не слышал бы ее много раз, - так хороша мелодия композитора Сергея Баневича, так проникновенно поет о единственно правильном пути жизни сам исполнитель. «Только любовь!» - так звучит главная строчка этой песни. Это кредо и самого Асадуллина. Он идет по своей дороге, без конца даря людям любовь и радость. Именно с таким человеком хорошо встречать праздник. Поэтому «Смена» и пригласила его на предновогодний разговор.

Полный вперед!
- Альберт Наруллович, вопрос в лоб: вы верите в Деда Мороза?

- Верю! Как же в него не верить - ведь он есть!
- А что бы вы у него попросили?
- Бодрости духа. Не тела, а духа. Пословица «В здоровом теле - здоровый дух» кажется мне весьма сомнительной. Столько нынче накачанных лбов-здоровяков, лысых, бритых - все на одно лицо! За редчайшим исключением, у этих людей за буграми мышц не проглядывается светлая и чистая душа. Внешне они могут выглядеть гармонично, но гармонии в них нет. За телесной мощью скрывается немощь духовная. Надеюсь, что, взрослея, такие люди все-таки будут подниматься в духовном развитии. Хотя бы на одну ступенечку.
- Тем не менее выступ­ления, а уж тем более сольные трехчасовые кон­церты, требуют сил и о­­п­ре­деленной физической фор­­мы. Как вы ее поддерживаете?
- Говорю себе: «Нужно идти вперед! Останавливаться нельзя!» Бывает, утром встал - глаза на белый свет не глядят. За окном темень и пурга, вставать не хочется. Но я все равно преодолеваю это состояние: делаю зарядку, потому что надо разогнать кровь. И разгоняю ее, разгоняю, разгоняю. Потом душ контрастный - ба-бах! Сначала горячая-горячая вода, потом - а-а-а! - холодная! Чай заварю покрепче, смотрю - куда только хандра делась? Наступает новый радостный день… И мне остается только сказать спасибо маме и папе за то, что они дали мне эту жизнь.
- Значит, залог успеха - в постоянном движении?
- Да, в движении буквально всем - мозгами, глазами, голосовыми связками. Другого способа получать настоящее удовольствие от жизни нет. Можно, конечно, усесться в мягкое кресло и ничего не делать. Это не спасет. Помните, был сериал «Богатые тоже плачут»? Так вот отдыхающие подобным образом плачут обязательно. Мир постоянно меняется, проблемы все равно возникают, и решаются они только в движении. Конечно, нельзя все время идти, идти, идти - человек может сломаться. Поэтому все-таки здорово, что есть праздник, когда можно остановиться, отдышаться, опомниться от забот.

Елочка по-индийски
- Помните самый не­обычный Новый год в вашей жизни?

- В 87-м году я участвовал в фестивале советской культуры в Индии. Два с половиной месяца певцы, танцоры, актеры выступали в разных городах. Пекло там стояло в декабре адское. И вот перед самым Новым годом попали мы в город Бангалор. В гостиничном дворике я увидел деревья, похожие на елочки. А в нескончаемой жаре такая тоска по снегу! А уж тем более по елочке. Я так безумно обрадовался, что не сдержался: прокрался к дереву, отломил лапку, завернул в полотенце - и бегом в номер. Никогда подобного в жизни не делал! На следующий день повез эту ветку тайком дальше - в Калькутту, где нам предстояло встречать Новый год. Калькутта - это не просто жара, это зной, смог, в окне - вечный туман, ничего не видно от дыма. В такой вот обстановке мы и собрались праздновать. За час до боя курантов я поставил эту ветку в бутылке на стол. И все так заверещали: «Елка, елка!»
- Настоящее чудо?
- Нет, самое удивительное было дальше. За десять минут до полуночи распахивается дверь, и в проеме появляется рука, а в этой руке - елка! Настоящая, наша! Оказывается, это приехали девчонки из балета Большого театра и немыслимым образом провезли колючую красавицу из Москвы в Калькутту. Запах хвои заполнил всю комнату и, казалось, отогнал смог. Вот это было счастье! И конечно, настоящее новогоднее чудо.

Песня на девяти языках
- А какого чуда ждать от вас в новом году?
- Во-первых, я работаю над мюзиклом на музыку молодого российского композитора, который пока (именно пока!) неизвестен. Во-вторых, я продолжу то, что начал в этом году, очень для меня значимом, - выступ­ления «в живой музыке», в акустическом оформлении. Сейчас в сопровождении группы «Минус трели» я исполняю двенадцать песен на девяти языках. Это одно концертное отделение. В наступающем году надеюсь расширить репертуар, чтобы исполнять песни народов мира в двух отделениях. Поверьте, сделать такой концерт очень-очень непросто.
- Но вы идете на это?
- Я считаю важным петь народные песни всех континентов. Полярные культуры, полярные корни, а музыка тем не менее помогает все их понять. Появляется общий язык, рушатся барьеры между людьми. Я в этом убедился не только в Петербурге, но и, к примеру, в Австрии. Слушатели, собравшиеся в элитарном клубе на родине Шварценеггера, были разных национально­с­тей и отнеслись ко мне поначалу настороженно. Но, услышав песни на немецком, русском, татарском, английском, устроили мне восторженный прием. Когда слушатели улыбаются, подпевают, мир становится чуть-чуть добрее. А я ощущаю, что делаю для себя самое главное - музыкой объединяю людей и приношу им радость.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015