В гостях у «Смены»
Марис Янсонс: «Я никогда не покидал Россию!»
Всемирно известный дирижер отметит юбилей на Фонтанке
Одна из самых ярких фигур современности за дирижерским пультом - Марис Янсонс, рижанин по рождению и петербуржец по мироощущению. Ему рукоплещут столицы мира, он - обладатель всех мыслимых наград музыкального олимпа. К сожалению, последние несколько лет Марис Арвидович в России выступает не часто: сейчас он руководит сразу двумя знаменитыми коллективами - Баварским и Амстердамским симфоническими оркестрами. Однако вскоре петербургский слушатель сможет вновь по достоинству оценить грандиозную работу маэстро. Накануне своего 70-летия, которое отмечается 14 января, Марис Янсонс рассказал «Смене» о предстоящих гастролях на Неве обоих европейских оркестров, а также о том, как близки ему Петербург и русская публика.
Магия места
- Марис Арвидович, ваш опыт выступлений на лучших сценах мира переоценить практически невозможно. Отличается ли русский слушатель классической музыки от слушателей других стран?
- И отличается, и не отличается. Я бы сказал, что во всем мире действует единый закон: когда публика недовольна, то во всех странах она реагирует одинаково (в основном сдержанно), а когда довольна - по-разному. Тут, конечно, все зависит от менталитета, от воспитания, от темперамента, от культуры. Наш слушатель - очень эмоциональный, он воспринимает исполнение всей душой, переживает всерьез, взахлеб. Воспринимать произведение эмоционально - это один из важных принципов именно нашей, русской школы. Такой у нас характер - прежде всего сочувствие, сострадание, душевность. Мы не боимся проявлять свои чувства. Мы распахнуты и эмоциональны. При этом наша реакция вполне корректна, бывает публика куда горячей.
- Кто же самый темпераментный?
- В Южной Корее после концерта вскакивают и кричат, как на стадионе. А в Амстердаме свистят - это у них высшая похвала. Наша публика не позволяет себе подобного. Впрочем, она не позволяет себе и спонтанных восторгов, не устраивает оваций только потому, что приехал человек с громким именем. У нас не торопятся реагировать на громкое звание, но уж если задел за живое - благодарности нет границ.
- А где встречаются «непробиваемые» слушатели?
- Таких совсем нет. Скажем, в Риге на концертах публика весьма сдержанная, чувствуется такой немножко снобистский подход. И в немецких городах тоже бывает так. Они не всегда свои эмоции раскрывают. Но как слушают! Конечно, самая замечательная в этом отношении публика в Японии. В зале - такая звенящая тишина, что слышно, как муха пролетает. Чувствуешь, что заорать, как в Южной Корее, японцам мешает только воспитание и привычка не выходить за рамки. Кстати, бывает и магия места: в одной части Германии публика темпераментная, в другой - нет. Даже в одном и том же немецком городе слушатели реагируют по-разному в зависимости от того, в каком зале мы играем.
Родные и близкие
- Какие города на планете для вас самые значимые, близкие, родные?
- Самый значимый, естественно, Петербург. Я всегда называю его первым среди городов мира. Здесь прошла моя юность, мои студенческие годы. Я учился в трех замечательных местах: специальной средней музыкальной школе при Ленинградской консерватории, потом в самой Консерватории по классу фортепиано, а затем - в Филармонии, как ассистент главного ее дирижера Евгения Мравинского. Конечно, следующий город в моей судьбе - Рига, где я вырос. Я с удовольствием приезжаю туда, но это, знаете ли, как бы «старая» родина. Люблю я и те города, где работаю главным дирижером: Мюнхен, Амстердам. Они постепенно становятся если не родными, то близкими. Я их чувствую, люблю встречаться с ними вновь и вновь. Полюбил я и Питтсбург, где руководил оркестром, хотя, казалось бы, потрясающий город с высочайшим темпом жизни - Нью-Йорк - должен был понравиться мне больше. Но он только потряс, не став близким. Обязательно отмечу Вену. Это особый город, столица музыкального мира. Там каждый день происходит столько событий, столько концертов, причем высочайшего качества, что иначе как городом музыки номер один Вену не назовешь. Еще люблю Токио и вообще Японию. Я считаю, что и мы, и весь мир должны у них учиться.
- Чему именно?
- Работоспособности, дисциплине, ответственности, опрятности, организованности. И еще - вежливости. Когда они встречают друг друга глубоким поклоном, снобы смеются: «Что это они кланяются? Чистый театр!» А это не театр, это проявление большого уважения к человеку. Пробыв месяц в Японии, я тоже стал кланяться. Ну и что в этом плохого? Знаете, это гораздо лучше, чем слышать жуткую пренебрежительную интонацию собеседника. И слова вроде бы нормальные, но КАК человек говорит - это же ужас!
- Когда вы приезжаете в Россию после долгого отсутствия, какое впечатление - самое яркое?
- Во-первых и в самых главных, я никогда не покидал Россию! Я просто работаю на Западе. До 2001 года, все самые сложные годы перестройки, я работал здесь. А потом оказался безработным пенсионером и стал уезжать туда, где была работа. Поэтому у меня нет такого впечатления, что я давно не был в России и что меня должно что-то поразить. Я - в курсе. Во-вторых, все-таки такое вот, самое яркое впечатление было три года назад. Тогда я действительно долго работал на Западе и думал, что меня совсем забыли. Я приехал с Баварским оркестром в Петербург, и то, как меня встретили на родине, было незабываемо, трогательно, замечательно! Публика слушала наше выступление потрясающе!
Без пафоса
- Как и где вы отпразднуете свой юбилей?
- Дома, на Фонтанке, вместе с семьей. Пышных торжеств, приемов устраивать не хочется. У меня достаточно событий и волнений во время работы. Согласитесь, быть главным дирижером двух оркестров - деятельность довольно непростая.
- Когда же петербуржцы услышат ваши оркестры?
- С Баварским симфоническим оркестром мы выступаем в конце марта в Большом зале Филармонии. Играем Пятую симфонию Бетховена и Фантастическую симфонию Берлиоза. А Амстердамский оркестр приедет в Петербург осенью - 8 ноября. Эти встречи с самыми душевными слушателями в мире и станут для меня лучшим подарком к юбилею.
Людмила АНДРЕЕВА
Прямая речь
«Человек, который дышит музыкой»
Коллеги и друзья поздравляют Мариса Янсонса
14 января в эфире «Радио «Балтика» Мариса Янсонса поздравят его друзья - музыканты, композиторы, писатели. «Смена» также предоставляет им слово для поздравлений.
Родион ЩЕДРИН,
композитор:
- Марис Янсонс - огромнейший музыкант, гигантский музыкант, один из самых вершинных дирижеров из ныне живущих, человек исключительного благородства, аристократизма, ответственности перед той музыкой, которую он исполняет, огромных внутренних переживаний, которые он умеет передать через руки, через горящие глаза, через свою пластику.
Мне довелось с ним много работать на разных континентах и с разными оркестрами. Марис Арвидович - первый исполнитель целого ряда моих сочинений, а два из них я посвятил ему: «Диалоги с Шостаковичем» и «Лолита-серенаду».
Пред этим дирижером преклоняются все коллективы, с которыми он работает: и Берлинская филармония, и Амстердамский оркестр. Знаменитые венские музыканты работают с ним с огромной радостью. Он - огромный авторитет, и к тому же его человеческие исключительные качества неизменно располагают к нему людей.
Он завоевал и мое сердце. Я ему просто от всей души желаю: Марис, дорогой мой друг, самое главное - будьте здоровы, все остальное у вас есть!
Денис МАЦУЕВ,
пианист:
- Дорогой маэстро, дорогой Марис, я хотел бы вам сказать, что вы - уникальный музыкант, уникальный человек. Когда мы с вами работали на сцене, я был поистине счастлив. Это дорогого стоит, и я помню каждую вашу фразу.
Я желаю вам здоровья в первую очередь, конечно, потому, что так, как вы выкладываетесь, мало кто выкладывается. Вы полностью отдаетесь музыке. Вы, маэстро, отличаетесь тем, что подсказываете солистам свежие идеи, и они попадают настолько точно в цель, что затем помнишь их долгие-долгие годы.
Когда мы играли концерт Шостаковича в Петербурге, вы сказали мне буквально несколько слов, и мое исполнение приобрело совершенно новую высоту, обогатилось смыслом. Я счастлив, что я с вами общался! И в день вашего юбилея признаюсь без стеснения: очень жду июня, когда мы будем играть с вами вместе! Для меня это один самых долгожданных профессиональных праздников на свете.
Соломон ВОЛКОВ,
писатель:
- Дорогой Марис, я знаю, что ты всегда, везде думаешь только о музыке. Музыка - твоя стихия, ты ею живешь, ею дышишь. Но не только. Музыка - еще и та стихия, которую ты обуздываешь, которую преподносишь слушателю таким образом, что он оказывается сам вовлечен в эту волшебную сферу звуков.
Ты возглавляешь два лучших европейских оркестра, ты безумно занят, и все-таки - на диво! - у тебя остается время на общение с друзьями, на чтение книг, на посещение музеев... Любовь к музыке не заслоняет у тебя любви к людям, к жизни. Это блистательно, дорогой Марис! Браво!
В его честь!
День маэстро на 100ТВ
Главный петербургский телеканал посвятит выдающемуся дирижеру целый эфирный день
14 января, в понедельник, 100ТВ порадует зрителей россыпью великолепных программ по случаю 70-летия Мариса Янсонса.
На протяжении всего дня на телеканале - спецвыпуски «Мысли о музыке» с избранными фрагментами интервью Мариса Янсонса, данных 100ТВ в разные годы. Кроме того, знаменитого дирижера будут поздравлять в эфире его коллеги по музыкальному цеху - Ирина Богачева, Валерий Гергиев, Сергей Ролдугин, солисты «Терем-квартета».
В 18.35 состоится показ фильма «Лучшие концертные залы мира с Марисом Янсонсом. Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича», а в 20.00 - кинопосвящение маэстро под названием «Моя профессия - дирижер. Марис Янсонс». В завершение эфирного дня на 100ТВ будет показана запись концерта оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса.
Соб инф.