Унылое кино
«Василий Иванович! Тута мужики сомневаются...»
Новый сериал о легендарном комдиве слеплен прогульщиками?
Вышедший на экраны почти 80 лет назад «Чапаев» стал одним из самых известных фильмов в мире и, пожалуй, самым любимым у советских мальчишек нескольких поколений. Привычными были диалоги: «Я смотрел его семь раз!» - «А я - двенадцать!» После просмотра нового телесериала «Страсти по Чапаю» мальчишки, скорее всего, скажут так: «Я смог посмотреть целых семь минут!» - «А я двенадцать!» Настолько уныло это кино...
Легендарный герой в исполнении Бориса Бабочкина был не только похож на реального Василия Ивановича Чапаева, он еще был во всех смыслах живой: смеющийся и сомневающийся, отважный и лукавый. Даже лавина анекдотов про Чапая и Петьку не смогла затмить этот образ. Он остался в целости и сохранности отчасти и потому, что Чапаев, каким его сыграл Бабочкин, сам бы над этими анекдотами посмеялся в усы.
А над чем может посмеяться «новый» Чапаев в исполнении Сергея Стрельникова, получившего заглавную роль в сериале «Страсти по Чапаю»? Да ни над чем, помилуйте! Гладкое, не отягощенное раздумьями лицо с ясным, непотревоженным взором никаких человеческих эмоций демонстрировать не в силах. Видный мужчина похож, пардон, на красавиц, которые боятся засмеяться, чтобы вокруг глаз не появились морщинки. А ведь Чапаев до того, как стать комдивом, успел и деревенским плотником повкалывать, и четыре Георгия на Первой мировой заслужить! А смотришь на экран - там не трудяга и воин, а реклама спа-салона. Герой-«новодел» бережет лицо все пять серий, а посему редко появляется на поле боя, а все больше хлещет самогон и разбирается с бабами.
К сожалению, и внешне актер совсем не похож на Чапаева. До изумления на него похож другой актер - Дмитрий Щербина, сыгравший сослуживца Василия Ивановича. Кстати, он и играет гораздо лучше. Правда, на лице наблюдаются морщины. Видимо, поэтому на роль Чапаева его и не утвердили.
Если в старом фильме мужики сомневались, за кого Чапаев - за большевиков али за коммунистов, то в новом никаким сомнениям места нет. Согласно сценарию, вышедшему будто из-под пера кудрявой гимназистки, все оценки даны без малейших сомнений: все чекисты - садисты, все большевистское начальство - жуткие люди, а царская Россия - сплошное благолепие и «хруст французской булки». А как снято! Кони - на загляденье, гривы их блестят, как от шампуня, церкви и избы - будто с лаковой картинки, и даже убиенные на поле боя лежат в изящных позах, почти не замарав форму с иголочки...
Василий Иванович в исполнении Бабочкина честно признавался: «Я ведь академиев не проходил. Я их не закончил». Смотря «Страсти по Чапаю», хочется отнести эти слова к создателям гламурного фильма о Гражданской войне. Они, похоже, не только «академиев» не проходили, но и школу прогуливали. Вместо осмысленного действия зритель получил экранизированные подростковые фантазии. Скучный, бесстрастный фильм, в названии которого неуместно слово «Чапай». Куда вернее было бы назвать это творение «Страсти-мордасти» и обойтись без Василия Ивановича. Над этим многосерийным анекдотом он не посмеялся бы...
Людмила АНДРЕЕВА
12.10.2015