В рамках приличий

Воланд, его свита и другие

Петербург впервые увидел «Мастера и Маргариту» в исполнении актеров МХТ

В течение трех дней Московский художественный театр имени Чехова показывал петербуржцам свой новый спектакль по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Постановка вызвала небывалый интерес: в гардеробах Александринки, на сцене которой выступали столичные актеры, не хватило мест для верхней одежды зрителей, а в зале многие смотрели спектакль стоя.

Опять кровать?
Первые мгновения испугали: из глубины по рельсам Мастер (Анатолий Белый) вез на авансцену кровать с панцирной сеткой. Как, опять кровать? Опять с этой сеткой? Где они ее только находят, эту древность из пионерских лагерей? Зачем гастролеры из всех городов ее непременно используют? Какой в ней такой глубокий смысл, кроме, разумеется, экономии на декорациях?
Однако опасения оказались напрасными: Мастер сел на эту железяку и повел разговор с Иваном Бездомным о Понтии Пилате и И­ешуа Га-Ноцри. А затем появились и оба этих героя, в исполнении Николая Чиндяйкина и Игоря Хрипунова. Интересный дуэт, доносящий до зрителя не только слово, но и мысль, был поддержан техническими средствами: на огромных экранах возникали крупные планы героев. К сожалению, затем до самого конца спектакля эти актеры больше на сцене не появлялись. На это время все забрал в свои руки Воланд (Дмитрий Назаров). А вернее - Воланд и его свита.

Триумф Жоржа Бенгальского
Вся та часть булгаковского романа, которая посвящена нечистой силе, воплощена ярко, с выдумкой. В сцене с варьете даже деньги летают над партером, а буффонада Жоржа Бенгальского (Игорь Верник) заставляет хохотать: пошлость и манерность нынешних эстрадных звезд и звездочек легко узна­ваемы.
Мастерски ведет свою линию Воланд, мастерски проходят клоунады Коровьева (Михаил Трухин), Азазелло (Игнатий Акрачков) и Геллы (Мария Зорина). Чего, к сожалению, не скажешь о светлых силах - Мастере и его возлюбленной. Никакие фокусы с сожжением рукописи прямо в ладонях или изображения полета Маргариты на тех же телеэкранах не отменяют того факта, что история любви - самая блек­лая линия спектакля. Нет огня, нет страсти, нет хотя бы здорового темперамента, а на одной исполнительской технике булгаковский текст не вытянешь. В общем, смотреть на объятия холодных, как рыба из проруби, героев, право, неловко.

«Люди как люди...»
Несмотря на некоторое актерское «непопадание», на демонстративное смешение стилей, спектакль тем не менее оставляет весьма приятное впечатление. Хорошо, что для написания сценической версии и постановки руководитель МХТ Олег Табаков пригласил венгерского режиссера Яноша Саса. Потому что произошел тот редкий в последнее время случай, когда постановщик не стал копаться в реалиях сталинской эпохи, обличая и негодуя (у нас 95 процентов режиссеров без этого жить не могут). Он посмотрел шире. Отразив, пусть и бегло, все времена, о которых идет речь в «Мастере и Маргарите», да еще и прибавив к ним современные приметы, Янош Сас показал: битва между светом и тьмой - вечная битва, любовь и смерть - вечная тема, а смех и слезы вызывает у людей одно и то же - хоть при Сталине, хоть при Понтии Пилате. Ради такого, неконъюнктурного взгляда на роман Михаила Булгакова спектакль МХТ стоит посмотреть.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015