В гостях у «Смены»
Эмма Лавринович: «Без работы радость не рождается»
Директор БКЗ «Октябрьский» хочет, чтобы деятели культуры сказали «нет» пошлости
Директор и художественный руководитель БКЗ «Октябрьский» Эмма Лавринович не любит, когда ее зал называют «площадкой». Она предпочитает называть «Октябрьский» концертной организацией. И действительно, разница между БКЗ и какой-нибудь площадкой такая же, как между серьезным производством со многими службами и цехами, да, кстати, и перспективным планом, и обыкновенным складом, где хранят что попало за арендную плату. Продюсеры подобных площадок ничего не растят, ни о чем не заботятся, лишь бы зал был полон - а там трава не расти. Эмма Лавринович и ее коллектив - скромные люди, упорно, по двенадцать часов в день, работающие для того, чтобы зритель был счастлив. И растят они своего зрителя еще с дошкольного возраста, неутомимо проводя детские конкурсы, благотворительные елки, концерты самодеятельных коллективов и знаменитый абонемент «Музыка от А до Я». Почему «Октябрьский» столько времени и сил уделяет подрастающему поколению, рассказала «Смене» сама Эмма Лавринович.
Пена уйдет
- Эмма Васильевна, ваш зал, без сомнения, - самый любимый у горожан. Казалось бы, можно почивать на лаврах, а вы упорно организуете то один конкурс, то другой...
- Если бы мы сидели сложа руки, бездумно «прокатывая» уже наработанное, то честнее было бы уволиться и пойти на какое-нибудь спокойное место, где встаешь из-за стола в шесть вечера и забываешь о работе до самого утра. Наша профессия отчасти похожа на профессию артиста: останавливаться нельзя. Если не загораться новыми идеями, скоро погаснешь.
- Что самое важное для успешной работы руководителя: опыт, интуиция, строгая организация труда?
- Надо просто любить свою работу. Если равнодушен, ничего не получится. За те сорок лет, что я в «Октябрьском», многое бывало: и проблемы в семье, и смерть мужа, когда сын был еще маленький, и болезни. Все как у всех. Но двенадцать часов ежедневно посвящены работе. Это мой дом, моя семья. Я люблю не только свою работу, но и свой коллектив, а иначе ничего бы получиться не могло.
- А почему такое внимание к детям?
- Мы почти потеряли одно поколение, которое в перестройку рвануло в бизнес и не стремилось к культурному росту. Сейчас тенденция изменилась. Во многом это заслуга педагогов: большинство из них все-таки дали своим ученикам представление о прекрасном. Благодаря им мы не потеряем еще одно поколение. Конечно, при условии, что станем помогать делом. А если объяснить еще проще, почему мы создаем детские программы, то причина в одном: для нас огромная радость видеть в зале малышей - счастливых, с блестящими глазами. Они уже сегодня знают, что есть место, где им всегда рады, где они увидят только добро.
Как стать звездой?
- Эмма Васильевна, вы буквально своими руками зажгли на музыкальном небосклоне России десятки звезд - от Валерия Леонтьева до Методие Бужора. Скажите, что надо для того, чтобы стать звездой?
- Талант, трудолюбие и желание победить. Без этих качеств на эстраде тяжело.
- Раньше талантов было больше?
- Талантами земля русская не оскудела. Вот только без денег сегодня нельзя и шагу сделать: надо платить за песни, за аранжировки, за предоставление зала для репетиций, за костюмы... И давайте вспомним, что тот же Валерий Леонтьев стал знаменитым благодаря песенному конкурсу в Ялте. И ведь какое огромное количество таких конкурсов было по всей стране! Причем их показывали по телевидению, лучшие песни звучали в радиоэфире.
- Сегодня появился такой конкурс на телевидении - «Голос».
- Прекрасное начинание! На каждом бы канале устроить такой! Только хорошо бы сначала владельцам телеканалов собраться вместе и договориться: долой пошлость, мат, мерзость на экранах. К сожалению, сегодня хозяева каналов убеждены, что раз зритель это смотрит, значит, зрителю это необходимо. Мы у себя видим, что если еще недавно это и соответствовало, возможно, действительности, то сегодня у нас - полный зал на концертах классической музыки, на балетных спектаклях. Раньше зритель на это не шел - теперь идет. Может быть, и телеканалам попробовать поменять репертуар?
«Я вернусь, ты так и знай!»
- Совсем недавно Дмитрий Маликов рассказывал «Смене», что в «Октябрьском» он занимается только прямым своим делом - музыкой. А на других площадках вынужден волноваться из-за света, звука, неразберихи за кулисами.
- Наше режиссерское управление все продумывает заранее. Потому что артисты чрезвычайно эмоциональны. И это не беда их, а достоинство. Если бы они были не столь темпераментны, они бы не смогли стать теми звездами, которыми являются.
- Теперь понятно, почему на площадках - скандал за скандалом, а в вашем зале - ни одного!
- Конфликты возникают там, где их создают. Мы понимаем артиста: он издерган, утомлен постоянными переездами и перелетами, гостиницами. А ведь ему предстоит еще отдать всего себя на сцене. Иначе - неминуемый провал. Артист расходуется энергетически, чтобы подарить зрителю радость. Мы стараемся помочь вплоть до мелочей: только войдя в артистический коридор, он увидит улыбки костюмера и стилиста, ему принесут чай, погладят костюм, вовремя объявят выход на сцену...
- И кого ждет такой теплый прием накануне Международного женского дня?
- Праздничная программа уже началась. В ней - концерты Хулио Иглесиаса, Александра Малинина, Методие Бужора, Тамары Гвердцители, Александра Пескова, Витаса и Александра Марцинкевича. Вот такой подарок для петербургских женщин!
- А какой подарок хотели бы получить вы?
- Я мечтаю о том, чтобы все были здоровы - и мои близкие, и наш коллектив, и наши артисты. Все остальное мы с ними вместе выдержим.
Людмила АНДРЕЕВА
12.10.2015