С расчетом на будущее

Театральный хай-тек

Александринка открыла суперсовременную Новую сцену

Этой весной в Петербурге - просто какой-то строительно-театральный бум. Не успела открыться вторая сцена Мариинки, как свои двери распахнула Новая сцена Александринского театра. И на прошлой неделе состоялось ее торжественное открытие, которое носило сложное название: форум-открытие Театрального центра «Достоевский». Ведь наряду с собственно Новой сценой в свежеотстроенном здании находятся сцена учебная, медиацентр и учебные аудитории. Все это и продемонстрировали гостям, которые от увиденного пришли в некоторое смятение. Настолько все было фантастично.

Экскурсия в кино
Хотя на первый взгляд здание напоминает обычную, как сейчас говорят, стекляшку. Правда, в отличие от мариинского новодела, никакого недовольства у защитников города оно не вызывает. Проектировщики умудрились вписать его в окружающий архитектурный пейзаж так, что оно нисколько не портит историческую панораму. Более того - его не видно ни с набережной Фонтанки, ни с площади Островского. Удалось даже сохранить старинные стены бывших театральных мастерских, вокруг которых, собственно, и построен новый центр. И даже свет соседней Академии Вагановой оно не загораживает.
А вот внутри - все суперсовременно и супертехнологично. С явным расчетом на будущее. Ведь здесь собираются не только показывать спектакли, но и учить - будущих актеров, режиссеров и сценографов. И можно уверенно сказать, образовательного центра такого уровня в стране больше нет. Да и в мире найдется немного.
Так что экскурсия, которую провели во время открытия, больше напоминала поход по съемочным павильонам фантастического фильма. Режиссером которого был вездесущий Андрей Могучий. А автором сценария - Достоевский. Такая вот гремучая смесь, которая только и может родить что-то невероятное.

Роман в чате
Хотя поначалу, кроме Федора Михайловича, глядящего с портретов, и Андрея Могучего, находящегося, кажется, одновременно на всех этажах здания, ничто невероятности не предвещало. Под звуки спрятавшейся в искусственных кустах арфы гостей чинно провели в учебный корпус. И - началось.
Именно здесь, за окрашенными в самый «учебный», ярко-красный цвет стенами, будущие драматурги творили свой роман «по мотивам» - «Наказание». Творили не на бумаге, а в... чате. Причем сразу вчетвером. Написанное можно было увидеть на экране, лица творцов - на соседнем. Все вместе напоминало кинотеатр, тем более что и зрители были. Ну а в перспективе планируется, что такое совместное творчество может объединить молодых драматургов со всей страны.
А вот в учебные аудитории - не пустили. Зато рассказали, что делать опоздавшему студенту, у которого, конечно, есть интернет-планшет. Ему надо просто направить его на код на дверях, и лекция будет транслироваться на экран. Так он и учебному процессу не помешает, и занятие не пропустит. Просто проведет его, стоя в красном коридоре.
Дальше же были корпуса серые и зеленые. Где происходило уже не «Наказание», а «Справедливость». Это актриса Юлия Марченко играла роль Дуни Мармеладовой. Современной. И кадры сразу можно было увидеть на экране - уже подретушированными будущими теат­ральными художниками и сценографами.
А еще между этажами буквально летали стеклянные лифты. Иногда они поднимались выше стеклянной же крыши, и оттуда открывался сумасшедшей красоты вид на город Достоевского.

«Самая лучшая минута»
Именно на эту крышу и убежали актеры Русского инженерного театра АХЕ, которые показали на открытии, уже на собственно Новой сцене, свой спектакль. Опять же по Достоевскому, вернее по его одной фразе: «Это самая лучшая минута, лучше нельзя и выбрать».
И у каждого из 17 актеров, занятых в спектакле, была своя лучшая минута, в которой, как обычно бывает у АХЕ, активное участие принимали всякие предметы вроде чайников, зеркал, веревок и, конечно же, книг. А на этот раз и сама сцена стала полноправным персонажем спектакля. Она поднималась, опускалась, переворачивалась и в конце концов стала большим окном. С выходом на ту самую крышу.
И это еще далеко не все чудеса техники, мысли и фантазии, которые проявили создатели новой театральной площадки. Которые при этом не скрывают, что все эти суперсовременные навороты не отменяют старые прописные истины. О том, что красота и искусство спасут мир, что талантам надо помогать, что в культуру и образование надо вкладывать не только душу, но и средства.
Кстати, первые плоды влияния искусства были заметны уже при подходе к театру. Что-то в последний момент доделывавшие во дворе рабочие из бывших братских республик, в отличие от своих коллег и собратьев, были улыбчивы, говорили, пусть и плохо, на русском, а в их речи звучали такие нехарактерные слова, как «театр» и «сцена»...

Анна ВЕТЛИНСКАЯ

12.10.2015