Слово-лауреату

Карен Шахназаров: «Любое общество - это город Зеро,
из которого не уйти»

Получивший Госпремию знаменитый кинорежиссер гордится тем, что удалось сохранить «Мосфильм»

12 июня, в День России, президент РФ Владимир Путин вручил Государственные премии кинорежиссерам Карену Шахназарову и Сергею Мирошниченко, а также художнику Таиру Салахову.  За достижения в гуманитарной деятельности Госпремии удостоен еще один представитель творческой интеллигенции - писатель Валентин Распутин. Один из лауреатов - народный артист России режиссер Карен Шахназаров, широко известный по своим фильмам «Дамы приглашают кавалеров», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», - удостоен Государственной премии «за вклад в развитие российского кинематографа, возрождение и развитие киностудии «Мосфильм», которую он возглавляет с 1998 года. «Фильмы Карена Шахназарова ушли в народ и разошлись на цитаты, - сказал на вручении премии Владимир Путин. - Но особо хотел бы отметить заслуги Карена Георгиевича в деле сохранения «Мосфильма», одной из крупнейших, знаковых киностудий России, которая во многом благодаря его усилиям и его таланту не канула в лету, а стала флагманом отечественного кинопроизводства».


Среди лучших киностудий мира

- Карен Георгиевич, Гос­премия для вас - повод для гордости?
- Понятно, что премия - не моя личная заслуга, а коллективное достижение. Для всего «Мосфильма» это признание того, что нам удалось сохранить киностудию, развить ее. Причем, замечу, без привлечения государственных бюджетных средств. Мы не брали никаких кредитов, зарабатывали сами и вкладывали в эту студию. Ремонтировали, модернизировали, поднимали… И сегодня «Мосфильм» - одна из лучших киностудий в мире. Вот тут нам есть чем гордиться. Но прошу понять меня правильно: не ради премий мы все это делали. Никто же не знал, что нам ее присудят!
- Как в дальнейшем будет развиваться киностудия «Мосфильм»?
- Развитие требует принципиально новых решений, решительных шагов для того, чтобы добиться нового качества технологических процессов. Мы уже ставим перед собой столь высокие цели, что не всегда можем достичь их без участия государства. Причем не обязательно в бюджетном плане, а в плане организационных действий по дальнейшему развитию студии. 

«Пленочная» эпоха позади

- Но разве вручение Государственной премии не является впечатляющей поддержкой вашего дела?
- Является, причем ярко выраженной поддержкой в смысле оценки той работы, которой мы занимались. Но сейчас на очереди у нас - глобальная реконструкция «Мосфильма», а это цель материальная.
- Вы же стали одной из лучших киностудий в мире! И сразу - реконструкция?
- Ее необходимость диктует ситуация, сложившаяся сегодня на всех крупных киностудиях мира. Все они строились под кинопленочное производство. Сегодня пленка ушла, а цифровое кино требует жить по-новому. Наступила эра цифрового кинематографа, а занимаемся мы им в старых, «пленочных» стенах. Эта проблема, подчеркиваю, встает не только в России, а во всем мире. Так что, порадовавшись премии, мы вновь возьмемся за работу. Легко не будет. Именно для таких глобальных проектов нам и нужна поддержка государства. Например, мы полагали бы правильным построить киноконцертный зал на «Мосфильме». Представляете, какое количество разрешений и согласований мы должны будем получить? Признание государством нашей деятельности важной и нужной, конечно, помогло бы нам. 
- Карен Георгиевич, вы сняли пятнадцать картин. Какая из них для вас самая любимая? Или все они дороги, как собственные дети? 
- Я не могу назвать любимую из тех картин, которые снимал. Могу даже признаться, что не все из них люблю. Но каждая из них имеет ценность. Для меня фильм - это часть жизни. Ведь работа над картиной - это два-три года. Я свою жизнь измеряю картинами: когда снимал одну - женился, другую - родилась дочь, третью - родился сын.

Помню, что было во время «Снов»

- Помните ли, что случилось, когда вы снимали, например, «Всадника по имени Смерть»?
- Не помню: это не самая любимая моя картина. Хотя там есть сцены, которые удались. Зато помню, что, когда выпускал «Сны», родился сын Иван.
- Позвольте напомнить вам еще одну дату: ровно двадцать пять лет назад на экраны вышел ваш «Город Зеро» - фильм, где герой никак не мог вырваться из засасывающего его, подобно болоту, окружения. Вы были одним из тех, кто попытался показать всю жуть жизненного застоя. Как вы сегодня думаете: стоило ли нам бежать из города Зеро?
- Во-первых, под этим городом я вовсе не подразу­мевал Советский Союз, как многие думают. А во-вторых, из города Зеро никому не уйти, вырваться из него нельзя. Чем старше я становлюсь, тем все больше убеждаюсь в том, что любое человеческое общество, в любой стране и в любое время, - это город Зеро. Нельзя бежать из него, нельзя обрести абсолютную свободу, но можно и нужно найти в нем свое правильное место. Такое место, где существование человека становится осмысленным и достойным.

Людмила АНДРЕЕВА

ахназаро
12.10.2015