Новый аттракцион
Клоун клоуну глаз не выклюет?
Сотня старожилов Цирка на Фонтанке считает, что Полунину на манеже не место
Кто бы мог подумать, что в разгар лета в нашем, питерском цирке начнется… цирк, только не на арене. А ведь начался - скандал в самом разгаре. Коллектив Большого Санкт-Петербургского государственного цирка обратился c открытым письмом к президенту России Владимиру Путину. В нем содержится просьба провести открытый конкурс на должность художественного руководителя. В обращении, подписанном доброй сотней человек, утверждается, что нынешний руководитель - известный клоун Вячеслав Полунин, назначенный Министерством культуры без конкурса в январе этого года, - разрушает отечественные традиции циркового искусства, а также намерен реконструировать само здание старейшего цирка России по западным образцам.

Бобр есть бобр
Сто человек - это почти половина коллектива Цирка на Фонтанке. Свое требование об отстранении Вячеслава Полунина и замене его настоящим «цирковым», а не эстрадным специалистом они объясняют многими причинами. Вот одна из них: «Зданию цирка 135 лет. И конечно же, оно нуждается в ремонте. Уже давно существует утвержденный проект реконструкции, вопрос только в финансировании. Господин Полунин решает, что нужно этот проект исправить. В его планах уже нет манежа, вместо него - сцена. В зале столики, кресла. В выставочном зале циркового музея - ресторан. Хочется спросить: что, Санкт-Петербургу уже не нужен цирк?»
Подписавшие письмо протестуют против кафе-шантана и варьете в старинном цирке Чинизелли. Странно только, что они не забили тревогу раньше. Ведь если бобра назначить руководителем чего угодно, то он сразу начнет грызть деревья и строить плотину, например, на Фонтанке. А кому же было неизвестно, что Вячеслав Полунин - не «цирковой», что его талант расцветает на сцене или на площади. Кружок диаметром 13 метров, называемый манежем, - не его стихия. Он - поклонник «Цирка дю Солей» и развлекательных центров в Европе, где и проживает в последнее время по 200 дней в году. Цирк на Фонтанке, и это было ясно сразу при его назначении, для Вячеслава Ивановича - не священная корова, а объект реформаторства.
Каждой твари по паре?
Ответ коллективу от господина Полунина пришел незамедлительно.
«Любые перемены всегда вызывают напряжение, - пишет он. - Для людей творческих это момент напряженного поиска новых решений и путей развития. Для других - попытка держаться за старое любой ценой». Полунин обозначил и перспективы Цирка на Фонтанке: «Сейчас мы готовим наш корабль к большому и сложному плаванию: уже написаны сценарии новых программ, артисты цирка из разных уголков страны стремятся стать их частью; художники, композиторы, режиссеры, хореографы со всего мира подтвердили свое участие в их создании. Уже заложены основы новой школы клоунов. Наш корабль вот-вот покинет гавань, и всякому, кто хочет нам помочь, найдется место на этом корабле!»
К сожалению, в красивом ответе Вячеслава Ивановича обойден молчанием тот момент, что в плавание корабль отправится не как Ноев ковчег, где каждой твари по паре, а без тварей вообще. Подписавшие письмо президенту уверены, что из Цирка на Фонтанке животных в ближайшее время изгонят. Потому что не модно, не по-европейски, в общем, зверство одно.
- Не может быть нашего русского цирка без животных! - заявил «Смене» экс-директор Цирка на Фонтанке Григорий Гапонов.
Заметим, это мнение человека, который четверть века руководил данным коллективом, причем не только удержал цирк на плаву в самые сложные девяностые годы, но и сумел потом возродить его былое величие.
Более категоричен народный артист России, всемирно известный жонглер Сергей Игнатов:
- Цирк начался с лошади и манежа. Полунин желает видеть лошадь, нарисованную на «Феррари». Пусть соберет художников, композиторов, режиссеров со всего мира и плывет! Только оставит манеж! Плохо, когда великое искусство цирка, цирка Карандаша, Енгибарова, Вальтера Запашного, превращается в бизнес-план в руках дилетантов.
Из прошлого века - в глубинку!
- Этого письма следовало ожидать, - сказал «Смене» коллега Вячеслава Полунина, глава «Лицедеев» Леонид Лейкин. - Люди не понимают, что они живут в прошлом веке. Новые веяния их чрезвычайно пугают. На Фонтанке много старых, пожилых людей (а сколько лет Вячеславу Ивановичу?! - Прим. «Смены»), поэтому они боятся непонятного. Слава - очень добрый человек, он шел к ним навстречу, старался, чтобы все сохранили зарплату, не шел на резкие преобразования. Теперь, я думаю, он будет пожестче.
Нельзя не согласиться с Леонидом Лейкиным, что эксперименты талантливого человека (а в таланте Вячеславу Полунину вряд ли кто откажет) могут принести прекрасные плоды. Но почему лабораторией, где ставятся опыты, должен служить Цирк на Фонтанке? Кстати, вполне успешный в финансовом плане и хорошо зарабатывающий на программах, подготовленных экс-руководителем Григорием Гапоновым.
Заметим, что к ста подписавшимся наверняка присоединятся те зрители, что видели, к примеру, последнюю программу Цирка на Фонтанке про пиратов. Почему надо отказываться от превосходно выглядящих, ухоженных медведей, лошадей, верблюдов и прочей живности, вплоть до вальсирующих ежей? А от всеми любимого оркестра, который знает, когда вступить и с какой силой? От четко работающих униформистов и контролеров? От затейников-клоунов и превосходных акробатов? Ведь у детей и вправду блестят глаза от яркого праздника! Зачем же нам всего этого лишаться?
…Говорят, что вдали от двух столиц есть разрушающиеся цирки, никому не нужные, множество лет стоящие в запустении. Кажется, в Уссурийске такой есть. Почему бы там, не задевая за живое ни людей, ни зверей, не затеять грандиозный эксперимент? Можно было бы, не разрушая старые традиции, в честном соревновании доказать превосходство революционных взглядов на цирк. А почему нет? Оттого, что из глубинки до Европы дольше лететь?
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА