Бросок ногой

Парный танец не задался

Анатолий Иксанов уволил Николая Цискаридзе из Большого театра

Лихорадит не только петербургский цирк, но и московский театр. Причем  главный в стране. Генеральный директор Государственного академического Большого театра Анатолий Иксанов поставил в известность солиста этого коллектива Николая Цискаридзе о том, что трудовые договоры с ним в качестве танцовщика и педагога продлены не будут. И через неделю звезда мирового балета станет в Большом персоной нон грата.

От букета до развода
Еще десять лет назад па-де-де (так называют парный танец в балете) Анатолия Иксанова и Николая Цискаридзе смотрелось блистательно.
Оба внимательно относились к запросам друг друга, слаженно трудились во имя главного - реноме Большого театра. Помнится, как безу­пречно вел себя по отношению к танцовщику Иксанов в 2004 году: тогда Цискаридзе серьезно повредил ногу на гастролях в Лондоне, и Анатолий Геннадьевич приложил все усилия, чтобы Николай Максимович лечился в лучших клиниках Европы.
Иксанов полгода ждал выздоровления солиста, а когда тот вновь вышел на сцену Большого, передал ему через cвою жену огромный букет. В дальнейшем Николаю Цискаридзе тоже не в чем было упрекнуть партнера: он танцевал что хотел и сколько хотел.
Как только стало ясно, что не за горами сорокалетие, Цискаридзе стал пробовать себя в других амплуа: шоумена на телевидении, педагога, постановщика. И вдруг захотел быть «владычицей морскою» - генеральным директором ГАБТа, о чем заявил как устно, так и письменно. Тут-то парный танец Иксанова и Цискаридзе резко оборвался. Начались два разных соло.  Оцениваются эти выступления тоже по-разному.

«Комедия» с кислотой
Сторонники Анатолия Иксанова уверены, что последние кривые антраша в Большом театре произошли по вине Цискаридзе. Имеются в виду прокалывания шин, выкладывание интимных фотографий и плескание кислотой в лицо. Это происходило с тремя подряд руководителями балетной труппы театра. Заявления о вине танцовщика бездоказательны. Зато заявления самого Цискаридзе по телевидению и радио весьма красноречивы. Он публично сомневается, что Сергею Филину (последнему руководителю труппы) плеснули кислотой в лицо, и считает это комедией, затеянной ради дискредитации его, Цискаридзе.
Между тем в последнее время Николая Максимовича куда чаще можно было заметить на экранах и услышать в эфирах, чем видеть в полете на сцене. К тому же, насколько известно, его административных порывов никто не зажимал: ему было предложено возглавить другой театр, но он отказался.
Сторонники Николая Цискаридзе считают, что талант, а тем более такой, - огромная редкость и ему следует простить все, даже обвинения Анатолия Геннадьевича в том, что он бездарно провел реконструкцию и теперь в Большом «ужас, ужас, ужас!». Да, к процессу реконструкции были вопросы,  но занимался ею отнюдь не Иксанов, а подрядчик, и к денежным потокам гендир даже близко не стоял.

Истина - в словах Нетребко?
Сегодня поклонники Николая Максимовича стоят в пикетах рядом с Большим театром. Они скандируют: «Николай, мы с тобой!» и «Иксанов, а ты кто такой?» Сам же Николай  нарасхват и с еще большим успехом выступает в СМИ. Споры вокруг его увольнения лишь разгораются.
Весьма любопытна точка зрения на этот конфликт выдающейся оперной певицы Анны Нетребко. Она считает, что «оба виноваты».
- Там надо всех уволить и все поменять, - заявила Нетребко на днях.   
Почему-то к ее словам хочется прислушаться…

Людмила  АНДРЕЕВА


Над схваткой

Валерий Михайловский,
создатель труппы и театра «Санкт-Петербургский мужской балет
Валерия Михайловского»:
«А теперь он уедет…»
- Я как человек творческий всегда стою на стороне именно творческого начала. Что в первую очередь определяет ценность театра? Артист. На кого идет смотреть зритель? На артиста. Чем славен по всему миру Большой театр? Звездами. Именно звездами, а не администрацией.
Цискаридзе и другие артисты делают имя Большому театру, составляют его славу. Так разве можно ими разбрасываться? Я до сей поры гордился, что такие, как Цискаридзе, выступают на родине, не уезжают на Запад. Он не уехал, а теперь уедет…

Рудольф Фурманов,
художественный руководитель Санкт-Петербургского театра
«Русская антреприза» имени Андрея Миронова:
«Потеряно лицо»
- Иксанова я знаю только по совместной работе в БДТ во времена Георгия Товстоногова, знаю с положительной стороны, но о дальнейшей его работе на телеканале «Культура», а затем в Большом театре мне ничего не известно.
С Цискаридзе я не знаком. Судя по разговорам, он выдающийся танцовщик, талант. Но опять же не знаю, может ли он руководить театром. Одно могу сказать твердо: по моему личному мнению, после случая с поливанием кислотой главный театр страны потерял свое лицо.

Николай Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:
«Во главе угла - интересы театра»
- В этом конфликте я полностью на стороне Иксанова. Я понимаю его поступок. Замечательно, когда у артиста есть свобода самовыражения, особенно у такого мастера, как Цискаридзе. Но когда собственный эгоизм перекрывает возможность работать на театр и тянет все одеяло лишь на себя, то это чрезмерный эгоизм.
Великие танцовщики прошлого были способны на все ради театра. Вспомним хотя бы Владимира Васильева и Екатерину Максимову. А ведь таких звезд мировой величины были сотни! И они умели поступиться личным, если это нужно было Большому театру. Демократия, она очень хороша, но малопродуктивна и тяжела в творческом процессе. В театре должна быть строжайшая дисциплина. Успеха без нее не бывает.

Записала
Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015