Разбор полетов

Константин Лопушанский:
«Продюсера моего фильма не пускали в зал!»

Знаменитый петербургский режиссер удивлен «восточным креном» Московского кинофестиваля

СРЕДИ всех фильмов, заявленных на конкурс недавно завершившегося Московского кинофестиваля, большинство экспертов и зрителей считали главным фаворитом «Роль» петербургского режиссера Константина Лопушанского. Однако жюри обошло своим вниманием эту картину, что явилось одним из самых странных его решений. Почему так произошло, «Смена» попыталась выяснить у самого Константина Лопушанского, который, несмотря ни на что, настроен весьма оптимистично и считает, что в столицу его «Роль» съездила не зря.

Венеция? Москва!
- Константин Сергеевич, правда ли, что перед вами и продюсером Андреем Сигле стоял трудный выбор: на какой фестиваль отправить картину - Венецианский или Московский?
- На Венецианский фестиваль фильм «Роль» действительно приглашали. Но мы выбрали Москву. Потому что это лучшая возможность рассказать о фильме российским зрителям, для которых главным образом он и снимался. А зарубежные фестивали подождут. Съездим на них потом. Для меня это обычная практика: после Московского кинофестиваля приглашают на десятки других - российских и международных.
- Однако ММКФ преподнес неприятный сюрприз: жюри оставило «Роль» без призов…
- Признаюсь, и для меня это решение было неожиданным. Но фестиваль - это соединение многих интересов, подводных течений, взаимных обязательств… Меня утешает другое: высокая оценка кинокритиков, специалистов, настоящих ценителей кино. Кроме того, я горжусь признанием народа: ведь еще за день до объявления итогов кинофестиваля «Роль» уверенно, с запасом, лидировала в качестве претендента на приз зрительских симпатий. Однако через сутки этот приз ушел в руки создателей картины «Маттерхорн», посвященной нетрадиционной любви. Неужели за один день так все в мире изменилось и столько поклонников негетеросексуальных отношений народилось?
- Действительно, загадочная история.
- Если не сказать больше. Дело в том, что один из кинокритиков мне уже после объяснил, как, по его заверениям, обстояло дело. Предполагалось, что «Роль» возьмет двух «Георгиев» - золотого за фильм и серебряного за лучшую мужскую роль. А потому решили, что, если у «Роли» окажется еще и приз зрительских симпатий, будет перебор. А в итоге - недобор, мягко говоря.

Ветер с Востока?
- Не показалось ли вам странным, что традиционно ориентировавшийся на христианские ценности Московский фестиваль в этом году явно накренился в восточную сторону?
- Есть такая тенденция. Жюри возглавил иранский режиссер, главные призы получили турецкая картина и турецкая актриса, еще приз - у корейского режиссера. Из наших отмечен только актер Алексей Шевченков.
- Не превратится ли ММКФ в фестиваль стран третьего мира?
- Допускаю, что организаторы решили поменять ориентацию. Ведь на фоне европейских фестивалей класса А наш фестиваль пока выглядит бледно. Возможно, «восточный крен» дает столичному кинофоруму более выгодные перспективы. В этом есть своя логика. Но тогда нужно и приглашать в соответствии с изменившейся концепцией другие фильмы, правильно и честно ставить задачу перед конкурсантами.

Почувствуйте разницу!
- Создается впечатление, что не все нынче гладко на Московском фестивале…
- Его не критиковал только ленивый. Фестиваль, конечно, изменился. Когда в 1989 году мне вручили серебряного «Георгия» за фильм «Посетитель музея», председателем жюри был Анджей Вайда, а членом жюри - Эмир Кустурица. А получал я приз из рук Сергея Федоровича Бондарчука. Кто сегодня в жюри? Кто вручал призы? Как говорится, почувствуйте разницу!
- Но хотя бы на организационном уровне он сравним с фестивалями класса А?
- Я участвовал в пятидесяти фестивалях в разных странах. Но только в Москве несколько лет назад меня не пускали на открытие фестиваля из-за того, что я без галстука. Заметьте: не в шортах, не в шлепанцах, а всего лишь без галстука! А известного продюсера Аду Ставискую не пустили в другой год потому, что она в брюках. В этот раз случилось и вовсе странное: моего продюсера не пускали в зал, потому что он должен был купить билет! Продюсера, чья картина участвует в конкурсе, не пускали!
- Одно расстройство?
- Нет. Мы правильно сделали, что выбрали Москву. В нашей стране, чтобы картина была раскручена, лучшей площадки, по-видимому, нет. Сегодня вся пресса о «Роли» пишет, телевидение дает о ней сюжеты, зрители проявляют интерес. Это очень полезно для нас.
- И когда же интерес российского зрителя будет удовлетворен?
- В сентябре, в рамках Петербургского кинофорума, состоится большая премьера. Приглашаю читателей «Смены» оценить сделанную нами работу.

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015