Национальное достояние

«А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна…»

45 лет назад в деревне Мистолово Ленинградской области начались съемки «Белого солнца пустыни»

24 июля 1968 года жена красноармейца Сухова, Катерина Матвеевна, встала у березки в деревне Мистолово Ленинградской области. Так был снят первый кадр киношедевра, которому суждена была громкая слава и долгая жизнь в сердцах благодарных зрителей, - «Белого солнца пустыни».

 

Барханы, говорите?
Сценарий фильма под названием «Басмачи» предлагали очень разным режиссерам - Андрону Кончаловскому, Витаутасу Жалакявичюсу, Андрею Тарковскому и Юрию Чулюкину. Все они отказались. Согласился только один - режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль, который в тот момент находился, без преувеличения, в бедственном положении. После того как Мотыль снял картину «Женя, Женечка и «катюша», вызвавшую возмущение киночиновников, он стал безработным. По собственному признанию, режиссер тогда вместе с матерью-пенсионеркой сидел на хлебе и воде.
Владимир Мотыль увлекался темой декабристов, мечтал снять о них фильм (и мечта эта осуществилась несколько лет спустя - появилась картина «Звезда пленительного счастья»), но в тот момент выбирать ему не приходилось. И хотя ни он, ни сценаристы, да никто из съемочной группы никогда не видел пустыни и не ходил по барханам, а о басмачестве имел весьма смутное представление, все дружно взялись за работу. И первым делом переименовали «Басмачей» в «Белое солнце пустыни».

За державу мог обидеться и Копелян
Кандидатуры исполнителей главных ролей возникали самые неожиданные. Но это понятно сейчас, когда фильм уже создан и многими выучен наизусть. А тогда поиск шел методом тыка.
Первому роль таможенника Верещагина предложили Ефиму Копеляну. Кандидатура Павла Луспекаева возникла позже, зато режиссер утвердил его немедленно, как только увидел.
Не так просто удалось найти незабвенную Катерину Матвеевну. Перебрали десятки актрис, пробовалась на эту роль даже записная красавица советского кино Наталья Фатеева. Помогла случайность: в коридоре киностудии режиссер столкнулся будто с самой Катериной Матвеевной нос к носу. Мотыль был уверен: вот она, кустодиевская женщина, разлюбезная и ненаглядная для Сухова настолько, что он даже не воспринимает дам из гарема как предмет любви. Оказалось, столкнулся режиссер с Галиной Лучай - сотрудницей телевидения. Уговаривать ее сниматься в картине про каких-то басмачей пришлось долго: Галина не хотела ни на день расставаться с грудным ребенком да и с мужем тоже. Еле-еле «выторговали» несколько суток ее жизни и сняли нужные кадры в деревне Мистолово.

Юматов - «не той системы»
На роль красноармейца Сухова было очень много кандидатов: десятки актеров прошли кино- и фотопробы. В финал вышли двое - Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Режиссер отдал победу в этом творческом споре Георгию Юматову. Однако «избранник» перед самыми съемками встретился с друзьями, повздорил с ними и, образно говоря, «потерял лицо».
Ждать, когда у артиста все заживет, не стали, а вызвали Анатолия Кузнецова. Говорят, что Мотыль послал ему телеграмму: «Приезжай. Пропадаем». Кузнецов приехал тут же.

В поисках Петрухи
Весьма тяжело шел процесс выбора актера на роль Петрухи. Владимир Мотыль признавался, что сам не очень ясно видел этот образ, поэтому в кастинге принимали участие такие полярные по амплуа актеры, как гротескный комик Савелий Крамаров и положительный социальный герой Алексей Локтев (он знаком зрителю по роли молодого писателя-сибиряка Володи в фильме «Я шагаю по Москве»).
О том, как все-таки остановились на кандидатуре питерского молодого непрофессионального актера Николая Годовикова, рассказал «Смене» сам исполнитель роли Петрухи:
- Мне, заводскому пареньку, сразу дали сыграть перед камерой знаменитую впоследствии сцену под условным названием «Гюльчатай, открой личико!». Я, к слову сказать, шансов обойти профессиональных актеров не имел, да к тому же накануне меня сбросила оземь резвая лошадь, и я проехался по дороге лицом. Когда помощник режиссера меня увидел, недоумевал: «И что это мне велели пригласить этакое чудо на пробы?» Ссадины загримировали как смогли. Я попросил вызвать меня, только когда очередь подойдет: боялся скопировать что-нибудь из показов других кандидатов. Походил-побродил по коридорам, прикинул, что буду делать. Меня вызвали - сыграл. Подошел Владимир Яковлевич Мотыль и пожал мне руку: «Поздравляю!» Я сразу понял, что победил.

Два личика Гюльчатай
Начала играть Гюльчатай студентка циркового училища Татьяна Денисова. Но она внезапно исчезла со съемочной площадки, потому что ей предложили выгодный контракт по специальности. Искать ей замену времени не оставалось. Паранджу Гюльчатай надели на Татьяну Федотову - учащуюся Вагановского училища, которая на Невском проспекте случайно попалась на глаза ассистенту режиссера, когда прогуливала занятия.
Кстати, еще о гареме. Жара под Махачкалой, где снимали добрую половину натурных сцен, стояла невероятная, и актрисы буквально плавились под паранджой и падали в обморок. По этой причине Мотыль иногда разрешал заменять жен Абдуллы солдатами-кавалеристами, по комплекции похожими на женщин. Служивые отлично справились!

«У Мотыля - можно!»
Спартак Мишулин играл Саида втайне от своих коллег по московскому Театру сатиры. Дело в том, что главреж Валентин Плучек запрещал своим актерам сниматься в кино в самое посещаемое время сезона. А фильм снимался именно в такой «кассовый» период, и побритый налысо Спартак Мишулин прятал отсутствие волос под париком.
Этот-то парик, как рассказывают коллеги Мишулина, и сполз однажды с актера прямо на глазах у Плучека. «Ага, снимаешься! - вскричал Плучек. - И у кого?!» - «У Мотыля». Ответ потряс неожиданностью всех присутствовавших: «У Мотыля - можно!» Позже выяснилось, что Плучек смотрел «Женю, Женечку и «катюшу» и понимал, что такой режиссер халтуру снимать не будет.

«Ваше благородие» - в Сосновой Поляне
Одна из «самых-самых» сцен фильма - встреча Петрухи и Верещагина, - где исполняется песня «Ваше благородие, госпожа Удача!», - снималась в Петербурге, в одном из павильонов «Ленфильма» в Сосновой Поляне.
По уверениям актера Николая Годовикова, в пиалах у него и у Луспекаева была газированная вода. А с икрой они схитрили: поставили в таз фанерку, гораздо выше дна, и по ней размазали икру. Только когда несколько дублей сцены были отсняты и вкусный реквизит стал не нужен для работы, Луспекаев послал Годовикова за ложками и они расправились с сэкономленным сырьем.

Докатились до «барышень»
Когда госкомиссия смотрела черновой вариант «Белого солнца пустыни», она одобрила все, кроме работы Кузнецова. Его героя Сухова сочли человеком необаятельным, непривлекательным, без чувства юмора. Сейчас над этими выводами чиновников можно только посмеяться. Но тогда ни Кузнецову, ни Мотылю было не до смеха…
Ситуация складывалась такая, что фильм чуть ли не сочли браком и намеревались списать его как убытки киностудии. Но тут вмешалось Министерство финансов. Оно не спешило заносить в графу «убытки» несколько сотен тысяч рублей, уже затраченных на «Белое солнце пустыни», и дало указание: фильм завершить! Чиновники согласились с министерством, но предложили поменять название «Белое солнце пустыни» на другое - «За мной, барышни!». Игривый призыв, по их мнению, сулил хоть какой-то коммерческий успех.

Режиссер разбушевался
Уже на стадии монтажа в фильм были включены письма Сухова к Катерине Матвеевне. Написал их Марк Захаров. Причем, по его же словам, переписывал их несколько раз - Мотыля не удовлетворяли первые варианты.
Не удовлетворило режиссера и озвучивание. Некоторые актеры заговорили впоследствии не своими голосами. Гюльчатай озвучила Надежда Румянцева, Петруху - Юрий Соловьев, Абдуллу - Михаил Волков (тот самый, что прогремел в фильмах «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна»).

Где же вы теперь, друзья-однофильмчане?
Павел Луспекаев успел увидеть премьеру фильма в Москве, успел почувствовать мгновенно вспыхнувшую любовь к его персонажу - Верещагину и услышать, как люди поют «Не везет мне в смерти - повезет в любви». Он скончался спустя две недели после премьеры.
Владимир Мотыль снял свою заветную «Звезду пленительного счастья» и еще много других фильмов и даже спустя чуть ли не тридцать лет после создания «Белого солнца пустыни» получил за него Государственную премию. Владимир Яковлевич ушел из жизни три года назад.
Живет и здравствует и не потерял ни грамма обаяния Николай Годовиков - Петруха. Пройдя огонь, воду и медные трубы, а также не миновав сумы и тюрьмы, Николай Львович сохранил оптимизм и силы для нового жизненного витка. В этом убедился наш корреспондент, недавно встретившийся с ним. Годовиков сейчас снимается в эпизодических ролях в кино и на телевидении, к тому же увлекся живописью, ездит за город «на этюды». Он уже дважды дед, с наслаждением воспитывает внуков.
Актер говорит, что встречается иногда с Татьяной Федотовой - Гюльчатай, которая тоже живет в Петербурге. Она стала верующим человеком и в трудные минуты помогала «Петрухе», наставляя его на путь истинный.
Анатолий Борисович Кузнецов после исполнения роли Сухова стал нарасхват: он сыграл почти в ста фильмах. Живет в столице, в знаменитом «мхатовском» доме, а летом - в дачном домике на Николиной горе. В жизни актер оказался таким же однолюбом, как и в фильме: сейчас Анатолий Борисович собирается отмечать с женой Александрой Анатольевной, дочкой знаменитого советского полярного летчика Ляпидевского, 57-летие совместной жизни.
…В прошлом году в Самаре установили бронзовую скульптуру красноармейца Сухова. Стоит над Волгой герой в натуральную величину и смотрит вдаль. Возможно, смотрит он в сторону деревни Мистолово, где ровно 45 лет назад встала у березки незабвенная Катерина Матвеевна…

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015