Киношедевр
А вас, Штирлиц, я попрошу…вернуться!
Сорок лет назад по телевидению впервые показали«Семнадцать мгновений весны»
Давно это было. 11 августа 1973 года советскому народу предложили посмотреть первую серию «Семнадцати мгновений весны». И случилось так, что двенадцать дней, ровно по числу серий, страна, затаив дыхание, следила за поворотами судьбы разведчика Исаева в фашистском логове. До этого фильма существовали десятки других на ту же тему, но все они померкли перед «Мгновениями» в одну секунду. В чем же причина успеха телесериала? И можно ли его повторить сегодня?
Взял и продержался!
Впервые в СССР увидели фильм про советского разведчика, работавшего во время войны не где-нибудь, а в самом Берлине. Не переживать за Штирлица в исполнении обаятельнейшего Вячеслава Тихонова было просто невозможно. Ошеломили и декорации высших канцелярий рейха. Ничего подобного наш зритель прежде не видел. Фашистские главари были сыграны столь убедительно, что с тех пор Бормана, Мюллера, Шелленберга у нас считают именно такими, какими они показаны в «Мгновениях».Фильм воспринимался как документальное свидетельство. И хотя сегодня написаны статьи и даже книги о киноляпах этого сериала, доверие к нему не гаснет. Несмотря на негативную оценку образа Штирлица известным советским разведчиком Кимом Филби, который считал, что с таким сосредоточенным лицом Исаев и дня бы не продержался, народ продолжает любить этот образ.- Я думаю, что успех фильма обусловлен прежде всего правильно выбранной структурой. Фильм черно-белый, снят как хроникальные кадры, - сказал корреспонденту «Смены» Василий Лановой, сыгравший генерала Вольфа. - Те, кстати, кто «покрасил» картину, - вредители! Конечно, большую роль сыграл и блестяще подобранный актерский состав: даже на второстепенных ролях и в эпизодах работали первоклассные мастера своего дела.Сегодня, по мнению народного артиста СССР, такую картину снять никак не получится: слишком много зла наделали бесчисленные и безвкусные телесериалы. Деятели, годами гонящие халтуру, работать, как было сорок лет назад, просто не умеют.- Да, мыльные сериалы позволили выжить, буквально выжить многим в прошлые годы, - заметил Василий Лановой, - но это единственное оправдание данного безобразия…
Поезд ушел
- Сделать сегодня «Мгновения» невозможно, - подтвердила нашему корреспонденту Светлана Светличная, исполнительница роли Габи. - Прежде всего потому, что нужен такой же уникальный режиссер, как Татьяна Лиознова, - горящий, чуткий, образованный и безгранично любящий актеров. Так что поезд уже ушел…Скептицизм Светланы Светличной понятен: в тех работах, что ей сегодня предлагают, главное не «мгновения», а секунды, не горение, а деньги. Лиознова снимала иначе: скрупулезно, выверенно, с огромным вниманием к каждой детали. Никак не давался Леониду Куравлеву образ Айсмана - режиссер придумала ему черную повязку на глаз, и дело пошло. Трудно шла сцена с пьяной дамой с лисой (которую в результате сыграла Инна Ульянова), и Лиознова несколько раз сама показывала, как ее надо играть. Да так, что съемочная группа была готова оставить в этой роли ее. Сцена встречи Штирлица с женой тоже была непростой. Лиознова поняла: мешает маленький сын Исаева. Вячеслав Тихонов вольно или невольно смотрел прежде всего на ребенка. Малыша оставили за кадром, и родилась знаменитая сцена, встреча двух взглядов, над которой телезрительницы пролили немало слез.- Таких примеров можно привести тысячи! - говорит Светлана Светличная. - Лиознова прямо в кадре что-то добавляла, добивалась нюансов. Но она нас так любила, так в нас верила, что мы готовы были выкладываться до конца. Вот и получился великолепный незабываемый фильм.
Попробовать-то можно?
Сергей Довлатов рассказывал, как газетный босс упрекал редакцию:- Вы расходуете уйму фотобумаги. Она дорогая. Можно делать фото на обычном картоне?- Как?! Ведь там специальные химические процессы! Эмульсионный слой и так далее…- Ну хорошо, попробовать-то можно?Так что попробовать снять сегодня что-то подобное «Семнадцати мгновениям весны» тоже, наверное, можно. Хотя очевидно, что идут другие химические процессы, смылся эмульсионный слой той эпохи. Никакой продюсер не сможет сделать того, что сделало Гостелерадио в начале 70-х: вложило огромные средства в двухгодичные съемки, обеспечило производство в разных городах, а также в Германии, привлекло лучшие актерские силы и при этом не теряло контроля ни над финансовыми потоками, ни над идеологической составляющей. Гостелерадио позволило Лиозновой делать сколько угодно нужных дублей и выбирать любую натуру. У режиссера было время добиваться совершенства. К ее услугам были консультанты из числа первых лиц соответствующих служб. А какой был выбор на творческие позиции! Штирлица выбирали из таких кинограндов, как Вячеслав Тихонов, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. А за честь петь песни Микаэла Таривердиева боролись Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Разве найдешь сегодня столько достойных претендентов?Конечно, тогда мешал «вредный» худсовет. Например, он обязал режиссера вставить в картину хронику Великой Отечественной войны, заметив, что иначе получается, будто победу принес стране один Исаев, лично. И что, разве получилось плохо? «Зверская» придирка сделала картину многоплановой, глубокой.…На днях Министерство культуры распределило деньги на съемку 50 картин. Всем понемножку. А почему бы на всю сумму не сделать один серьезный государственный проект, подобный «Семнадцати мгновениям весны»? Вдруг получилось бы? Попробовать-то можно!
Людмила АНДРЕЕВА