Киношок

Чапаев неземной

Писатель, художник и режиссер Виктор Тихомиров наконец закончил свой новый фильм «Чапаев-Чапаев»

Не успев выйти в широкий прокат, фильм Виктора Тихомирова «Чапаев-Чапаев» вовсю путешествует по российским кинофестивалям и завоевывает там престижные награды. Сам режиссер свою четырнадцатую по счету киноработу оценивает весьма скромно - на «четыре с минусом». Он убежден: «Заблуждаться на свой счет вредно!» Фильм, снятый при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», получился экстравагантным, даже кричащим - Тихомиров будто слепил его из снов, ощущений и вечного вопроса: куда же несешься ты, птица-тройка?

Исторический «истеризм»
Актерский состав - яр­кая, взбалмошная компания: «митьки» Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарев, мастер импровизации Александр Баширов, неуемный и энергичный Иван Охлобыс­тин.
Действие разворачивается одновременно в двух эпохах: 20-х и 60-х годах прошлого столетия. В первом случае во главе угла - Чапаев, герой Гражданской войны, во втором - играющий его посредственный актеришка Семен Семенович (Иван Охлобыстин). На документальную достоверность режиссер не претендует. Историческую драму - жанр нынче модный - он снимать не стремился. Не стремился и к столь же модному «очеловечиванию» героев: у Тихомирова Чапаев - существо неземное, мифологическое. Недосягаемый и прекрасный, как князь Александр Невский. Такой, героической и кровопролитной, Тихомиров видит эпоху, о которой мог узнать только из учебников и художественной литературы.
- Чапаев тронул меня, как и всех советских людей, еще в детстве, - признался «Смене» Виктор Иванович. - Этот персонаж цепляет своей энергетикой, своим «истеризмом». В истерике массам всегда мерещится некая идея - это ошибка. Однако «истеризм» всегда обаятелен. И я тоже поддался ему. Абсолютно не переживаю, что Чапаев сейчас весьма популярен среди кинематографистов, значит, я не один такой.
Фильм Тихомирова даже не снят - он нарисован. Вот, например, большой бородатый дядька (Дмитрий Шагин), держащий в руках поднос, на котором чай в граненых стаканах и пирамидка из сахара-рафинада - так вкусно, что и не передать. Или натюрморт - на столе зеленые эмалированные кружки и несколько красных помидоров. Поэзия!

Как во сне
Однако к своим персонажам режиссер довольно суров - на десять отрицательных приходятся один-два положительных. Среди красноармейцев есть и лентяи, и подлецы, а среди их потомков - и того хуже - ограниченные и развращенные люди. Мир 60-х - такой же искусственный и бутафорный, как мир 20-х. И разговоры тут книжные, и еда какая-то пластмассовая, а события - мама дорогая! Аферистка-фальшивомонетчица (Наталья Тихомирова-Савельева) влюбляется в Семена Семеновича и крадет девушку, с которой у того роман. Запертая в сарае, Соня (Наталья Вьюшина) ждет своих спасителей - пионеров. А еще есть киллер (Александр Баширов), который стреляет в лоб Семену Семеновичу, но тот остается в живых и потом комплексует из-за своей внешности... Просто булгаковщина какая-то! Но так режиссер воспринимает эпоху, в которой рос сам.
И теперь он снял фильм о своей стране, где и невежество, и благородство - все в одной куче. В этой очень личной картине смешались сны, отрывки из школьных сочинений и просто воспоминания самого Тихомирова. Самые счастливые из них - когда из открытых окон во двор доносились звуки рок-н-ролла, запретной, разрывающей душу музыки. Один из самых ярких моментов фильма - Виктор Иванович в белоснежном костюме пляшет твист под любимую музыку. Это, наверное, и есть его маленький рай.

Анна ЖАВОРОНКОВА

12.10.2015