В гостях у «Смены»

Сергей Баневич: «Надо воспитывать сердце человека!»

Главное в музыке - это душевность, считает знаменитый композитор

Сергей Баневич в представлении не нуждается: на его музыке росли все советские дети. Она звучала и в кинофильмах, и в детских мюзиклах. А «Дорога без конца» из фильма «Никколо Паганини» была в начале 80-х одним из главных музыкальных хитов СССР. О том, в какой среде должен воспитываться ребенок, Сергей Петрович рассказал в интервью «Смене».

После Андрея Петрова
- Сергей Петрович, в качестве члена жюри вы уже много лет участвуете во Всероссийском конкурсе композиторов имени Андрея Петрова. Победа в таком состязании - большое событие для начинающего автора. Как складывается дальнейшая судьба молодого композитора, есть ли у него шансы стать известным?
- После этого конкурса - да. А вообще - тяжело невероятно. Зная политику и нравы наших телеканалов, со всей ответственностью могу сказать - пробиться на экраны по-честному невозможно: надо обязательно иметь знакомства, связи и т. д. А конкурс Андрея Петрова дает возможность любому человеку, вне зависимости от возраста, опыта работы, регалий, города, из которого он приехал, познакомить всю страну со своей песней. Я знаю, что Фонд Андрея Петрова очень поддерживает молодежь. Победители получают серьезные денежные призы. Так что Андрей Петров не только оставил после себя музыку, но и подарил возможность молодым композиторам как-то существовать.
- Вы уже слышали конкурсные произведения этого года. Есть ли среди них действительно стоящие?
- Сегодня, к сожалению, не работают композиторы такого уровня, как Шварц, Петров, Соловьев-Седой…
- Может быть, еще Шаинский?
- Нет, это не из моего лагеря. А вот Баснер, Успенский - да. В Москве есть, конечно, таланты, например Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков. Я их очень люблю и уважаю. Но на огромную, многомиллионную страну, согласитесь, это ужасно мало. А молодежь, которая сейчас учится в консерваториях, подходит к своему обучению не так серьезно, как хотелось бы. Они все могут передать музыкой, но вот передать свою душу - это уже для них тяжело. От неспособности передать душу возникают проблемы с мелодикой. Конечно, кто-то пробивается, кто-то движется в этом направлении. Но, увы и увы, таких драгоценностей, как те же Шварц или Петров, сейчас нет.

Детей учат энтузиасты
- А почему, как считаете? Может, виновата та скудная музыкальная среда, в которой воспитываются современные дети?
- Мы, например, в детстве слушали Богословского, Фрадкина, Соловьева-Седого. Такую музыку дети ведь могут слушать и сейчас. Виновата не столько музыкальная среда, сколько социальная. Когда музыка превратилась в бизнес, когда телевидение устроило просто антимузыкальную вакханалию, даже очень порядочные люди способны испортиться и развратиться. Я процитирую слова одного великого человека: «Было бы сердце - печали найдутся». А если у композитора нет сердца, если не трудится его душа, то не появляется таких шедевров, как «Прощай, любимый город!». А вопросы о музыкальном воспитании нужно задавать взрослым - родителям, педагогам. Есть такой музыкальный театр - «Радуга», его участники поют самые разные песни, и новые, и старые. Руководительница не объясняет им, что хорошо, а что плохо, - она просто своей сердечностью, душевностью, порядочностью, заботой подает детям положительный пример. Или есть замечательная Хоровая студия мальчиков и юношей Вадима Пчелкина. Вы говорите, детям в руки не попадает хорошая музыка - уверяю вас, попадает. Ребята из этого хора с удовольствием исполняют Бортнянского, музыку песенного жанра, исполняют классику - да все, что угодно. Главный критерий - высокая художественность и отсутствие пошлости.
- Какой все-таки должна быть детская музыка? Это же не обязательно только веселые и легкие мелодии?
- Нет, конечно. Возьмем наш фольклор. Русские народные песни есть и венчальные, и похоронные, есть очень печальные детские колыбельные. Так же и со всей музыкой в целом. Главное, чтобы она исполнялась красиво. Я считаю, хорошая музыка жива, пока живы энтузиасты, волонтеры, которые исполняют ее и учат этому подрастающее поколение. А волонтеры они потому, что государство за их труд платит им три копейки - с точки зрения политики это просто аморально! От низких зарплат преподаватель-профессионал, конечно, не станет хуже, его музыкальный вкус не испортится, но на душевном здоровье все это обязательно скажется. Люди раньше уходят, чаще болеют, уезжают куда-то. Очень много уезжает из страны талантливых людей!

Хорошей музыки все равно много!
- Сергей Петрович, вы автор музыки ко многим кинофильмам. Ждать ли новых?
- Сейчас я работаю над фильмом, который снимает Вера Глаголева - по произведению Тургенева. Это продолжается уже три года, потому что органы, отвечающие за кино, долго не давали осуществить ей свой замысел. Но в этой картине я должен отличиться: с таким материалом и таким чистым человеком, как Глаголева, работать одно удовольствие и ошибаться тут нельзя.
- Какую музыку вы советуете слушать подрастающему поколению?
- Да тех же шестидесятников, над которыми сейчас несправедливо посмеиваются. Их песни - это колоссальный прорыв в музыке. Я бы советовал чаще возвращаться к произведениям Галича, Высоцкого. Но это один пласт. Никогда не умирал наш фольклор - есть множество изумительно красивых песен, которые знает весь мир, а наши сограждане почему-то считают это мещанством. Еще надо слушать прекрасные песни, которые сопровождали войну и довоенные времена, - это же все история, это как чтение хорошей литературы! И конечно, надо ходить в оперу, бывать на выступлениях симфонических оркестров. Как видите, проблем с материалом нет, и дети наши ничего не лишены, перед ними - огромный мир. Но их этого мира лишают некоторые взрослые, прививая грубую культуру. Надо воспитывать сердце человека, и тогда он сам потянется и к Глинке, и к Баху, и к другим классикам.

Анна ЖАВОРОНКОВА



12.10.2015