Вкус - специфический

Оладушки от Гельмана

Чем скандальный галерист попотчевал петербургскую прессу

«Видел звезду. Вживую. Омерзительно» - почему-то именно эта цитата современного автора всплывала в памяти во время пресс-завтрака с Маратом Гельманом. Он в качестве председателя жюри сектора экспериментальных документальных фильмов фестиваля «Послание к Человеку» пригласил журналистов на трапезу в ресторан. Вкус этого угощения оказался специфическим.

Перформанс с лобстером
Неожиданно не только для гостей, которых звали для вдумчивого разговора о кинодокументалистике за неспешным завтраком, но и для самого Гельмана ему прежде всего предстояло с помощью шеф-повара испечь фирменные оладушки данного ресторана. Кухарил, разумеется, специалист, а Гельман под ароматы пекущихся оладушков рассказал о приготовлении кофе «Болото» по-израильски», а также о том, что в «русской» деревне на Гоа почти не едят мяса, потому что оно портит карму, зато здоровый лобстер там стоит всего доллар (конечно, если брать у рыбаков прямо с лодки). В общем, он всячески пытался казаться человеком просвещенным и прогрессивным.
О фестивале «Послание к Человеку» Гельман говорил немного. Признался, что фильмы, которые ему как председателю жюри надо оценивать, посмотреть не успел. Зато успел встретиться с питерской группой художников «Паразиты», которые, по словам Гельмана, могут перевернуть мир живописи через несколько лет. Примерно так же, как это уже сделала группа «Война».
- Их акция с рисунком на Литейном мосту мне очень нравится! - заявил Гельман. - Проступок небольшой, а жест яркий. Это единственная живая, настоящая художественная акция в Петербурге за последние годы!

Прошу к столу - вскипело!
Узнав об эстетических идеалах галериста, узнали собравшиеся и о тех, кто мешает их широкому воплощению. В нашем городе, оказывается, окопались те, кто яро придерживается традиций классического искусства. Таких людей Гельман считает мракобесами. Они запретили выставку «модерновых» икон на берегах Невы, они обидели таких выдающихся личностей, как Мадонна и Леди Гага.
- Дураки в Петербурге подняли голову! - сказал, глядя в глаза петербуржцам, гость города. - И это все потому, что они чувствуют одобрение власти! Мракобесы - гвардия губернатора!
Посетовав, что нет для современного галериста свободы, какая была в девяностые, при «более адекватном» правительстве, Гельман собственноручно полил испеченные поваром оладушки вареньем и попросил наконец-то всех к столу.

А глаза добрые-добрые…
Жуя пищу, Гельман сообщил, что специально «ломает предубеждение к чему бы то ни было», «коллекционирует то, что он сделал первым» и является сторонником «ползучей стратегии интеграции современного искусства в историческую городскую инфраструктуру».
В любопытном для специалиста ракурсе он взглянул на проблему художника в России сегодняшней.
- В России не хватает предпринимателей, - заявил Гельман (он вообще в ходе беседы постоянно ставил знак равенства между художником и предпринимателем, видимо считая эти понятия синонимами), - потому что вся вертикаль власти выстроена так, что хорошим человеком считается хороший исполнитель. А творческая личность у нас одна - Владимир Владимирович Путин. Отсюда и дефицит предпринимателей.
А дальше… дальше была скукотища. Свои пассажи галерист произносил обволакивающим голосом, с обаятельной улыбкой, с добрыми глазами, напоминая то ли блистательного сетевого маркетолога, то ли вербовщика в секту «Свидетели Иего­вы». Верит ли он сам в то, что транслировал?
Выслушать до конца план трех революционных проектов Гельмана в Интернете сил не хватило. Чашка чаю была выпита, пол-оладушка, положенные в качестве завтрака, не привлекали, а забивать голову сведениями о еще одних «Паразитах» и тонкостях восприятия фаллосов на мосту не было ни малейшего желания. Пришлось раскланяться. С радостью. Уж лучше - к «мракобесам»!

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015