Музыка в храме
В Смольном соборе зазвучит клавесин
А в Спасе на Крови выступит камерный хор
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», объединяющий четыре крупнейших храма Петербурга, - пространство уникальное, ведь искусство и религия здесь составляют настоящий тандем. На днях в музее четырех соборов, как еще его называют, открывается 24-й концертный сезон. По этому случаю организаторы готовят сразу два концерта: один пройдет в Спасе на Крови, другой - в Смольном соборе, на сцену которого, кстати, поднимут уникальный клавесин.

ЭТО - точная копия инструмента, который в XVIII веке создал парижский мастер Анри Хемш. В мире таких всего шесть, включая тот, что теперь красуется в Смольном. И не просто как музейный экспонат - он станет полноценным участником местного оркестра.
- Клавесин - штучный товар, его не купишь в обыкновенном магазине, - объясняет директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. - Этот инструмент заказывают на специальных фабриках - и стоит это недешево, а потом ведь нужно долго ждать, пока его доставят. Но нам ждать не пришлось: клавесин появился в Смольном соборе довольно неожиданно и, по-моему, идеально вписался в интерьеры этого «дома».
Кроме клавесинной музыки в этом концертном сезоне зрители услышат и знаменитый Камерный хор Смольного собора, уже больше двадцати лет выступающий в храмах Петербурга и на мировых концертных площадках. Художественный руководитель и дирижер коллектива Владимир Беглецов признался: петь под церковным куполом непросто - особая наука.
- Чтобы музыка звучала, исполнители и храм должны привыкнуть друг к другу. У нас это не сразу получилось, - рассказал «Смене» Владимир Евгеньевич. - Кстати сказать, из всех четырех соборов самый проблемный - Спас на Крови. Все дело в настенных мозаиках, которые «искривляют» звуковой поток, делая его еще более длинным, - отсюда эхо. Если бы здесь пели не 33, а всего лишь 15 человек, все было бы великолепно: мощный звук просто не помещается в Спасе, ведь он не приспособлен для выступления таких хоров.
Коллектив выступает преимущественно в храмах, поэтому имеет специфический репертуар и непривычную манеру исполнения. Николай Буров не устает восхищаться: «Они умеют петь тихо!» Чего, впрочем, не скажешь о других «исполнителях» музея четырех соборов - церковных колоколах. Кстати, в этом году один из них - колокол Сампсониевского собора весом шесть с половиной тонн - отмечает 250-летие. И он обязательно громко заявит о своем юбилее.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото Святослава АКИМОВА