Церемония

«Коламбия Пикчерз» не представляет…

Во время съемок «Сталинграда» сожгли тонны бумаги, чтобы засыпать съемочную площадку пеплом

Фильм Федора Бондарчука, заявленный как претендент от нашей страны на «Оскар» еще до его выхода на экраны, показали петербургской публике. Пока не слишком широкой. Но сам показ был обставлен с большой помпой. Американские киноакадемики, скорее всего, и не представляют, что выход одной отдельно взятой российской картины может выглядеть настолько же помпезно, как церемония вручения того же «Оскара».



Красные дорожки в кинотеатрах по поводу премьеры были раскатаны уже в трех городах. Естественно, в Москве, где на премьеру собрался весь столичный бомонд. В Волгограде, потому что - Сталинград. И в Петербурге. Потому что, во-первых, это еще один город - символ Великой Отечественной - Ленинград, а во-вторых, съемки проходили в поселке Саперном, что в Ленинградской области.
Именно там сохранилось несколько полуразрушенных зданий времен Великой Отечественной и именно там были построены декорации, работала над которыми команда из 400 специалистов под руководством художника-постановщика Сергея Иванова. Стоило «возведение» сталинградских руин 4 миллиона евро.
Как рассказал пришедшим на премьеру в Петербурге зрителям сам Федор Бондарчук, задачи полностью восстановить исторические пейзажи не было.
- Я снимал не документальное кино и имею право на художественный вымысел, - совершенно справедливо заметил режиссер.
Поэтому, например, знаменитый фонтан «Детский хоровод» и «дом Павлова», которые в реальности находились в разных местах Сталинграда, в фильме оказываются рядом.
А еще «Сталинград» стал первой отечественной картиной, снятой в формате IMAX. А это значит, что у экрана, на котором показывают фильм, практически нет границ. Зритель оказывается буквально в центре происходящего. При этом все эти технические новшества не отменяют опыта советских мастеров кино. По признанию Бондарчука, когда ему показалось, что летящего над горящим городом пепла мало, он воспользовался приемом, который применял его отец при съемках горящей Москвы в «Войне и мире». И так же стал просто жечь бумагу. Затея удалась: с чем с чем, а с пеплом в «Сталинграде» все в порядке.
Всего же желание создателей картины удивить мир невиданным размахом вылилось в 30 миллионов и в 79 съемочных дней. Удивится ли мир тому, что сделали сценаристы Илья Тилькин и Сергей Снежкин и режиссер Федор Бондарчук с частью романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», по которой, как случайно выяснилось на той же встрече со съемочной группой, и снят фильм, - покажет время. А вот ветераны войны, которым показали фильм в Волгограде, мало того что отказались смотреть картину в обычном формате и настаивали исключительно на 3D, так еще теперь и пишут режиссеру письма с советами и впечатлениями. Как утверждает сам Бондарчук. Значит, все-таки задело и усилия потрачены не зря.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ
Фото Святослава АКИМОВА

 

Впечатления

«И дрожала рука у того, кто остался жив…»

На премьере фильма Бондарчука в Петербурге на глазах у зрителей  были слезы

Дрожала ли рука у Федора Бондарчука, когда он брался за свой «Сталинград», - неизвестно, а вот у петербургских зрителей, пришедших на премьерный показ фильма, когда в финале звучала пронзительная песня Цоя «Легенда» в не менее пронзительном исполнении Земфиры, внутри что-то точно задрожало. И комок к горлу, и слезы в глазах - это все было. Не все время просмотра, но было. Уже немало.

Впрочем, было и то, что вызвало недоумение, недоверие и отторжение.
Фильм полон неуместных красивостей. Про отбеленные зубы измученных солдат уже, кажется, не написал только ленивый. Еще можно отметить кудри до пояса у прозябающей в сталинградском подвале, среди завшивленного народа героини, небьющиеся часы на руках тех же солдат, уцелевший рояль в разбомбленном доме и прочие атрибуты из серии «сделайте нам красиво». Сделали.
Фильм полон штампов. Особенно это касается главных персонажей. Мало того что у них жесткие амплуа: если герой, то и внешность соответствующая, и фразы: «Родину надо любить» и «Врага надо убивать». Если балагур, то шутка одна, но коронная. Они, правда, все очень мало говорят и в основном - короткими, простыми предложениями. И если бы не фантастические усилия актеров (в том числе двух питерских - Дмитрия Лысенкова и Алексея Барабаша), которые пытались хоть что-то сыграть там, где играть нечего, то так бы и остались эти пять защитников последнего дома в Сталинграде ходячими манекенами. Истории которых за кадром рассказывает сам Бондарчук. Он же расскажет в финале, кто победил в этой войне и кому мы обязаны нынешней мирной жизнью. Хотели простую и понятную идеологию - пожалуйста.
Фильм рассчитан на зрителя «от 12 до 25» - подростков и студентов, которые сегодня - основные посетители кинотеатров. Этому зрителю фильм должен понравиться. Для него сделали дорогую, эффектную компьютерную игру, где еще и попытались объяснить, кто свой, а кто чужой. Но ведь мог тот же Бондарчук снять такое же дорогое и эффектное кино про байкеров, серферов, дайверов или кого-то еще, более близкого тем, кому «от 12». А снял про солдат Великой Оте­чественной. И за одно это ему уже можно сказать спасибо.
А о той войне у каждого из нас - тех, кто не играл в детстве в компьютерные игры, потому что компьютеров еще не было, зато были книги и хорошие фильмы, - своя память, на генном уровне. Ведь за нами - деды и прадеды, которые видели войну не только в кино. И потому взрослый  зритель вполне может додумать и дочувствовать то, что, может быть, не слишком удалось в картине. Потому и слезы.
И в общем, не важно, дадут фильму «Оскар» или нет. Потому что все равно американцы, даже если оценят  роскошные спецэффекты, будут уверены, что тот ужас в Сталинграде, о котором, скорее всего, искренне хотели рассказать в том числе и им создатели картины, произошел только потому, что их, американцев, там не было. А уж они-то быстро разрулили бы ситуацию. Так стоит ли метать бисер?
А мы как-нибудь сами разберемся и тем, кому «12+», объясним, почему дрожит рука у того, кто остался жив.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ

12.10.2015