Профессия - разоблачитель

Не протоколом единым

Сестра Прохорова и петербургский литературный критик Михаил З. начали травлю писателей - живых и мертвых

Они нашли друг друга - сестра олигарха Прохорова и петербургский литературный критик Михаил Нафталиевич З. (называть полностью его фамилию - слишком много чести). З. написал книгу под названием «Гадюшник», а сестра Прохорова ее издала. Нет, эта книга не о них, как вы могли подумать из названия. Она - о настоящих писателях. Которых авторы смешали с грязью.



В «Гадюшнике» собраны и прокомментированы протоколы собраний Ленинградского отделения Союза писателей. По мнению З., в доме на улице Воинова, где проходили собрания, вился клубок змей, способных ужалить или удушить друг друга ради привилегий, должностей и издания книг.
З. выступает в привычном стиле профессионального разоблачителя. По его комментариям к протоколам можно сделать вывод, что практически все ленинградские писатели, за редчайшими исключениями, отличались бездарностью, трусостью и подлостью, а также страдали алкоголизмом, били жен и писали доносы. На собраниях все врали беспрестанно. В сталинские времена врали, потому что боялись Сталина, а позже (цитирую) «боялись, что их будут вешать, как в Венгрии». Несмотря на то что никого не повесили, клубок змей продолжал трястись от страха. И вот наконец-то история отечественной литературы дождалась поименного разоблачения этих аспидов!
Оказывается, ловко притворявшийся опальным драматург Евгений Шварц вовсе таковым не являлся: в 1948 году он, негодяй такой, прочитал приветственное слово Сталину!
А блестящий историк литературы Ефим Эткинд позволил себе индифферентно отнестись к исключению Бориса Пастернака из Союза писателей! Позор ему от критика З.!
Немало претензий к бездарной, по версии «гадюшкинца», Вере Кетлинской. Разоблачитель не заметил лишь главного, может быть, в ее биографии: с грудным ребенком на руках Кетлинская в блокаду занималась организацией эвакуации писательских семей. Но и другие добрые дела, а уж тем более добрые произведения ленинградских писателей отброшены за ненадобностью. Иначе как доказать, что все они - твари ползучие?
Крепче всех от знатока протоколов досталось… почетному гражданину Санкт-Петербурга Даниилу Гранину. Он повинен во всем, разве что только не развалил часовню в четырнадцатом веке. З. возмущается: как это так, почему Гранин не встал на защиту Александра Солженицына и Иосифа Бродского? И протоколы приводит в подтверждение своих слов. И клеймит, клеймит…
Впрочем, многое ли может проясниться хоть в человеке, хоть в писателе, если судить о нем лишь по протоколам? Показательно, что люди, захлебывающиеся ненавистью ко всему советскому, - такие как З. и сестра Прохорова - вовсю используют инструменты той эпохи. «Гадюшник» - типичный донос, изданный несколькотысячным тиражом. Отличие только в одном - раньше доносы не продавались в книжных магазинах.

Виктор ИВАНЦОВ
Рисунок  Максима СМАГИНА

12.10.2015