Интрига
Привезут ли в Питер главный из «Черных квадратов»?
К столетию супрематизма Русский музей готовит грандиозную выставку работ Малевича
Кто бы мог подумать, что направление живописи с диковинным и даже отпугивающим названием «супрематизм», зародившееся в первой половине прошлого столетия в нашей стране, когда-нибудь станет классикой искусства. Супрематисты отвергали понятия «верх» и «низ», «право» и «лево», отвергали притяжение Земли - по тем временам это было настоящим художественным безумием. Сейчас этим безумцам и смельчакам посвящают песни, стихи, кинофильмы. И - целые выставки. Одна из них вскоре откроется в Русском музее - на ней будут представлены работы главного супрематиста Казимира Малевича.
«Казимир Малевич. До и после квадрата» задумана как масштабная экспозиция. Что неудивительно. Ведь Русский музей имеет самую большую в мире коллекцию работ художника - 101 произведение живописи, более 50 графических работ, а также образцы прикладного искусства. Есть и «Черный квадрат». Точнее, один из них. Известно, что Малевич создал четыре «Черных квадрата». Первый и третий по счету выставлены в Третьяковской галерее, четвертый - в Эрмитаже, второй - в Русском музее. Первый, созданный художником в 1915 году, наиболее ценен. Его очень хотят видеть в Петербурге. Организаторы выставки надеются, что к юбилею супрематизма им удастся собрать полную коллекцию «Черных квадратов». И это, конечно, будет огромное событие в культурной жизни.
- Для автора эта геометрическая фигура - черный квадрат - замещала собой солнечный круг, - рассказали «Смене» в пресс-службе Государственного Русского музея. - И конечно же, символизировала победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Эта символика шокировала тогда, шокирует нас и сейчас, поэтому произведение столь актуально сегодня.
- Сколько лет мы гадаем, зачем Малевич написал «Черный квадрат», что он имел в виду на самом деле, дал ли он «пощечину общественному вкусу» или показал идеальное произведение, - рассуждает известный петербургский художник, почитатель творчества супрематистов Владимир Емельянов. - То, к чему так долго шли авангардисты, реализовалось в одной картине, которая и по сей день поражает. С удовольствием взглянул бы на все «квадраты» вместе в родном городе.
Анна ЖАВОРОНКОВА