Воспитание чувств

Актеры-подростки помнят

Современные дети вполне способны почувствовать

Здесь оживает история Юные актеры из Невского района начали год с «блокадной» премьеры Городской театральный фестиваль «Начало» в этом году открылся спектаклем «Страницы Блокады» - все роли в нем исполняют дети, актеры теат­ра-студии «Взгляд» (школа искусств «Теат­ральная семья»).

То, что рассказали прабабушки
В основу «Страниц» легла «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича, а также произведения других писателей - например, книга «Должна остаться живой» Людмилы Никольской. А еще - то, что ни в одном издании не найдешь: рассказы родственников самих ребят, людей, переживших блокаду. Поскольку актеры очень юны - старшему из них 14 лет, а младшему всего 11, - то и особый упор решено было сделать на близкую им тему: спектакль рассказывает о том, как дети блокады помогали медсестрам, умирающим людям и друг другу в страшные дни зимы 1941 года.
- Конечно, мы морально готовились к этой работе, - рассказывает Светлана Сердюк, режиссер спектакля. - Вместе с ребятами ходили в музей «А музы не молчали…» - он находится в 235-й школе и посвящен культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Пересмотрели все знаменитые фильмы, подняли семейные архивы - ведь для многих петербургских детей блокада уже очень далека, ее пережили их прабабушки и прадедушки. Но воспоминания об этих днях в семьях петербуржцев  остались, они живы!  

Маленький человек и страдания
Встречались юные актеры и с патриархом отечественной литературы Даниилом Граниным, автором «Блокадной книги», - поздравляли его с 95-летием. Даниил Александрович, кстати, стоял у истоков школы искусств «Театральная семья»: когда в 90-е годы ее основал Зиновий Корогодский, режиссер ТЮЗа, именно Гранин вместе с композитором Андреем Петровым поддержал эту идею и принимал участие в открытии и дальнейшей судьбе школы.
В этом театре могут играть все желающие дети. 12 юных актеров показывают на сцене трагедию маленького человека - маленького не в силу душевных качеств, но в силу возраста. Тогда на детей обрушилась война, голод, страдания… Разве может сегодня сыграть это нынешний подросток, который по всем законам современной жизни должен интересоваться только компьютерными «стрелялками»? Оказывается - может!

Мальчик уходит на фронт
14-летняя Ксения Желдина играет маму, а 11-летняя Таисия Успенская - ее дочку Майю. Им вполне удается передать и тепло человеческих отношений, и холод страшной зимы. Константин Кирбай, исполняющий роль главного героя, Фридьки, не менее убедителен. «Я ухожу на фронт», - говорит он. И, проходя между рядами зрителей, кричит чистым и звонким голосом: «Майка, ты должна остаться живой!» А перед этим девочка снимает с себя варежки и отдает ему - и в этом служение женщины, у которой нет возраста: она готова отдать последнее вои­ну, защищающему Родину. Это честно. Это правда. Это так и было!
Светлана Сердюк отмечает, что дети очень быстро повзрослели, осваивая эту непростую тему, многое стали видеть, понимать, замечать. И рассказывает такой случай: театр возвращался с выступления перед пожилыми людьми Невского района, и в вагоне метро ребята увидели скромно сидящую в уголке бабушку. «Простите, пожалуйста, а вы блокадница?» - подошли они к ней. Пожилая женщина кивнула, но поначалу очень стеснялась: юные актеры  принялись угощать ее оладушками, а затем  специально для нее спели военные частушки, «Катюшу» и знаменитую «Темную ночь». Весь вагон их поддерживал!
Похоже, подрастающее поколение готово помнить и понимать. Нужно только, чтобы и взрослые не забывали о великом прошлом своего города.

Софья ВЕЧТОМОВА


Глубина переживаний

«Голоса» из прошлого

В православном детском театре вот уже четвертый сезон  идет спектакль по «Блокадной книге»

Спектакль «Голоса» в детском театре-студии «Два крыла» при Свято-Владимирской школе Воскресенского Новодевичь­его монастыря сегодня играет уже третий состав актеров. Молодые таланты - дети! - вырастают из своих ролей. И их места занимают другие ребята, желающие прожить страшные дни блокады на сцене и донести до зрителей всю трагедию того времени.

Пусть прошлое говорит
Руководители театра долго выбирали материал для постановки и остановились на «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Даниил Александрович лично присутствовал на премьерном показе и высоко оценил работу детей.
- «Блокадная книга» - это не пьеса, но источник глубочайших эмоций, - объясняет столь непростой выбор руководитель отделения хорео­графии и сценических искусств Свято-Владимирской школы Воскресенского Новодевичьего монастыря, режиссер театра «Два крыла» Анна Голубева. - Мы решили, что это будет композиция, некие голоса из прошлого, - это и дало название спек­таклю.
Грандиозное впечатление и на детей, и на взрослых в театре-студии произвел дневник Юры Рябинкина, входящий в «Блокадную книгу». Этому 16-летнему подростку было очень трудно пережить блокаду, может быть, даже чуть труднее, чем многим, - он, как и большинство горожан, голодал, зато его соседи могли позволить себе и мясо, и молоко.

Как выживала душа
Остальные части композиции подобраны как ответы на те вопросы, которые задает Юра Рябинкин.
- Мальчик иногда ворует продукты и очень переживает, для него это трудное духовное испытание, - говорит Анна Голубева. - Постепенно он приходит к мысли, что в той ситуации, в которой оказался он, его сестра и мама, им помочь может только Бог. Это путь советского пионера к Богу, через очень тяжелые страдания. И все остальные воспоминания, темы для спектакля мы подобрали так, чтобы показать, что даже в этих нечеловеческих условиях находились люди, которые готовы были поделиться, помочь, отдать. Мы хотели рассказать о том, как человек сумел выжить душой.
«Голоса» изо всех сил стараются докричаться из прошлого до современного человека. И это не так-то просто: ведь даже сами актеры не сразу прониклись драматизмом постановки! Актеры театра - обычные школьники в возрасте от 10 до 17 лет, православные христиане. Блокадный материал давался ребятам очень трудно.

На репетициях - плакали
Постановка вызывала у подростков протест: зачем это нужно - показывать немощных, голодных людей на сцене?
- Окружающие переживали: «Как же, такой жесткий материал - и дети! Они ведь такие восприимчивые!» - вспоминает Анна Голубева. - А оказалось, что все совсем иначе. Наша молодежь настолько привыкла видеть бесконечные убийства и страдания по телевизору, что совершенно не воспринимает смерть как трагедию. Подумаешь, убили в компьютерной игре - можно начать заново… Но когда ребята поняли, что проживают историю самых настоящих, непридуманных людей, таких же, как они сами, ходивших по тем же самым улицам, то многие репетиции просто срывались - из-за слез их участников.
«Голоса» звучат не для блокадников - для них происходящее на сцене настолько живо в памяти, что они просто не могут выдержать это еще раз. Это спектакль для современного человека - может быть, посмотрев, как горячо и больно переживают прошлое дети на сцене православного театра, он станет чуть менее равнодушным к чужим страданиям.

Софья ВЕЧТОМОВА

 

12.10.2015