Навстречу киноюбилею

Добро пожаловать, или Посторонним просмотр воспрещен

Режиссер Элем Климов никогда в жизни не был в пионерском лагере. Зато он его обессмертил

В этом году исполняется пятьдесят лет со дня выхода на экраны легендарного советского фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Задуманный как насмешка над хрущевскими методами хозяйствования и воспитания, он был, однако, одобрен к показу самим Никитой Сергеевичем. По иронии судьбы вскоре после премьеры Хрущев был смещен со своего поста…

«Ты, Митрофанова, такого дяди племянница…»
1964 год. Советская команда блестяще и безоговорочно победила на зимней Олимпиаде в Инсбруке, Анне Ахматовой вручили литературную премию в Италии, а юный Иосиф Кобзон победил на международном конкурсе песни в польском Сопоте.
Появление на экранах фильма «Добро пожаловать…» на фоне этих событий сразу заметным не стало. Удивителен лишь один факт: картину снял выпускник Института кинематографии в качестве дипломной работы. Вещь неслыханная! Обычно выпускники снимали короткометражки и выделялись им на это копейки. А тут - щед­рое финансирование съемок в Туапсе и Подмосковье, да к тому же полный метр и в перспективе - прокат по всему Союзу! Сценарий же по тем временам представлялся верхом дерзости, но был утвержден.
Злые языки говорили о режиссере Элеме Климове: «Легко быть левым, когда есть поддержка справа». Поддержкой они считали отца режиссера-дебютанта: он был весьма влиятельным работником ЦК КПСС и в те годы занимался реабилитацией жертв культа личности.

«Учти: голова пролезет - все пролезет»
Один человек все же осмелился встать поперек проекта - Александр Грошев, ректор Института кинематографии. Сначала его возмутил сам факт протежирования. А когда он, автор трудов об образе советского человека в родном кинематографе, прочел сценарий, позиция стала еще жестче: перед «антисоветской похабщиной» нужно поставить шлагбаум! В ответ Элем Климов ударными темпами приступил к работе. То и дело справлялся у директора фильма, сколько денег уже потрачено. Режиссер понимал, что прекратить съемки могут в любой момент. Но если средства освоены, и немалые, - проскочить можно. И Климов проскочил, сняв фильм за рекордные в то время четыре с половиной месяца. А вскоре картину поддержал всесильный тогда режиссер Иван Пырьев. По слухам, во время просмотра с ним случилась форменная истерика: он сполз на пол с хохотом и слезами.

«Аплодируют, аплодируют…Кончили аплодировать!»
С годами все чаще и охотнее создатели фильма вспоминали, как его не пускали на экран. Одна из версий гласила: мол, как только Хрущева сместили, запрет с показа был снят. Хотя на деле события происходили в обратном порядке.
Одно за другим вышли воспоминания, где указывалось, что «Добро пожаловать…» показывали только по выходным на сеансах в восемь часов утра. Но ведь детский утренник везде был в десять! Да и не смог бы фильм собрать за один год почти 14 миллионов зрителей, если бы это было правдой.
По-человечески понятно желание влиться в когорту тех, чьи картины положили на полку, но чего не было - того не было: уже через год фильм «Добро пожаловать…» представлял нашу страну на Каннском фестивале в категории фильмов для молодежи. К тому же люди, которые проводили все лето в пионерлагерях, утверждают, что с 1965 года хотя бы один раз в смену им приво­зили смотреть именно этот фильм. Правда, хохотали до упаду только взрослые. Дети ощущали раздражение от несовпадения реалий с изображенным на экране, а некоторые сцены казались им мрачными. Но, подрастая, с каждым годом находили все больше и больше смешных моментов. Такой оказался фильм - на вырост.

«А че это вы тут делаете? А?»
Элем Климов никогда в жизни до съемок этого фильма не бывал в пионерском лагере. Судя по сценарию, его создатели там тоже ни дня не провели. «Добро пожаловать…» - скорее фантазия на тему. Режиссер признавался, что он замахивался не на забавный детский фильм о пионерском лете, а на сатиру о жизни в Стране Советов. Он намеренно отказался от навязываемого ему на роль директора лагеря Михаила Пуговкина (получилась бы чистая комедия) и упорно отстаивал кандидатуру Евгения Евстигнеева, тогда, как это ни странно, кроме московских театралов, никому не известного. Евстигнеев создал из роли Дынина шедевр и, как говорится, наутро проснулся знаменитым.
Угадал режиссер и с другими артистами - как взрослыми, так и маленькими. Завхоз (Алексей Смирнов), врач (Лидия Смирнова), Костя Иночкин (Витя Косых) и мальчик с сачком (Слава Царев) сыграли легко и вдохновенно и в той или иной степени в дальнейшем продолжили кинокарьеру. Кумиром детворы стал Виктор Косых - будущий Данька из «Неуловимых мстителей». А Слава Царев буквально через год снимется у Тарковского в «Андрее Рублеве».

«Айда купаться! Смотрите, погода какая!»
Среди множества картин, вышедших на экран в 1964 году, - «Гамлет», «Живет такой парень», «Отец солдата», «Вызываем огонь на себя», «Председатель»… Возможно, «Добро пожаловать…» по различным позициям про­игрывает этим фильмам. Возможно. Не исключено также, что в работе Климова есть огрехи по части вкуса. Но она остается актуальной. И смешит даже тех, кто помнит все реплики героев наизусть.
Вряд ли эти добрые эмоции просыпались бы в зрителях вновь и вновь на протяжении полувека, если бы речь шла всего лишь о советской сатире. Тут Элем Климов, похоже, пошел куда дальше. Фильм зовет нас отряхнуться от заботы о привесах, от взгляда на людей как на бациллоносителей, от тупого поклонения дисциплине, от переплясов вокруг митрофановых и повсеместного насаждения кукурузы. Пока мы еще не увязли в болоте этих душных реалий - надо отказаться от навязываемого торта и махнуть на речку. Смотрите, погода-то, действительно, какая!

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015