Премьера

Четверка за «Восьмерку»

На экраны выходит новый фильм известного петербургского режиссера Алексея Учителя

Картина «Восьмерка» снята по одноименной повести Захара Прилепина. Произведение можно считать автобиографическим: речь идет о службе писателя в нижегородском ОМОНе в непростые времена. 1999 год предоставлял молодому человеку только три возможности: идти на завод, если его еще не закрыли, и при этом не получать месяцами зарплату, идти в бандиты или поступать на службу в правоохранительные органы. Герой повести Прилепина выбрал последнее. А вот что из этого получилось, можно увидеть в фильме Алексея Учителя.

«Жигуль» вместо «Бумера»
Четыре сослуживца-омоновца, настоящие друзья и железные парни, разъезжают круглые сутки на восьмой модели «Жигулей» (их верный Росинант и дал название фильму). Днем они «строят» митингующих рабочих, которые требуют выплаты зарплаты, а вечером, сняв форму, противостоят бандитам. А любовь главного героя и невесты главаря банды делает ситуацию донельзя острой.
В фильме много эффектных драк, погонь, трюков. И хотя многие сюжетные ходы навевают воспоминания о «Бумере» или «Бригаде», снята картина, в отличие от них, мастерски, местами - виртуозно. Народный артист России Алексей Учитель, отмеченный многочисленными призами и наградами за свои предыдущие ф­ильмы - «Край», «Прогулка», «Дневник его жены», «Мания Жизели», и на этот раз не поступился принципами и серьезнейшим образом отнесся к работе, а значит, и к зрителю. Поэтому «Восьмерку» смотреть интересно до самого конца - все полтора часа. Темп просто бешеный; события развиваются настолько ураганно, что не всегда успеваешь уловить логическую цепочку или запомнить имя персонажа.
Зато в память сразу врезаются городские и заводские пейзажи, мелькающие за окном «восьмерки» (кстати, снятые на Кировском заводе), и образ омоновского командира (Сергей Пускепалис), и элегантно-отвратительный мафиози (Артур Смольянинов). Разумеется, нельзя не порадоваться и за Захара Прилепина: он блестяще сыграл эпизодическую роль «бомбилы». Но всех переиграл… Борис Ельцин, вмешавшийся в новогоднее застолье четырех «мушкетеров» при встрече 2000 года. Его выступление по телевизору со словами «Я ухожу…» производит на зрителя оглушительное впечатление: он будто реально присутствует при смене эпох…

Страх, а не надежда
Сам Алексей Учитель, выступая на петербургском пресс-показе «Восьмерки», заявил, что после прочтения повести у него осталось светлое чувство. Режиссер хотел бы, чтобы такое чувство осталось и у зрителей после просмотра фильма. Но, наполнив картину, говоря горьковскими словами, «свинцовыми мерзостями жизни», Алексей Учитель так и не дарит зрителю просветления.
- Пока люди ради любви и дружбы идут на безумство - еще не все потеряно, - сказал режиссер. - Остается хоть и слабая, но надежда, что с героем все будет хорошо, что спустя пятнадцать лет у него все сложится.
Откуда такая осторожность в оценках жизненных перспектив бывшего нижегородского омоновца? Мы же знаем, что он не пропал, не спился, а за прошедшие с 2000-го годы, в новую эпоху, посадил деревья, построил дом, растит сыновей, снимается в фильмах, стал блестящим публицистом и превосходным писателем Захаром Прилепиным.
К сожалению, в финале фильма даже намек на столь глобальные положительные перемены в жизни русского человека рассмотреть никак невозможно. Поэтому самой сильной эмоцией после просмотра остается вовсе не надежда, а страх, что все вернется к тому времени, которое показано в «Восьмерке». Если так и было задумано, а Алексей Учитель это скрывает, то он - гений. В противном случае «Восьмерке» все равно можно смело поставить четверку.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015