Телеревизор

Бесы измельчавшие

Что опять сделали с Достоевским

Канал «Россия 1» продолжает удивлять своей непоследовательностью. То нам каждый уик-энд демонстрируют мелодрамы из жизни благородных ткачих, создателей которых по большому счету надо судить, а потом, быть может, и сажать. То вдруг начинают показывать экранизацию классики - в данном случае «Бесов» Достоевского в версии режиссера Хотиненко.



Кто будет смотреть «Бесов» летним воскресным днем - один вопрос. Другой - зачем каналу «Россия», упорно приучающему зрителя к пошлым мелодрамам и различным «кривым зеркалам», тратиться на экранизации? И наконец, третий - как можно ужать такой сложный роман до четырех серий? Но если первые два вопроса скорее риторические, то третий требует ответа.
Так вот, судя по всему, у режиссера Хотиненко проснулось «клиповое сознание». Поэтому эпизоды фильма очень напоминают клипы, последовательность появления которых на экране по сравнению с романом сильно нарушена - фильм начинается с того, чем роман заканчивается.
Также не прошла бесследно и телемода на детективные сериалы. История, рассказанная Достоевским, конечно, тоже не без криминала, но это - не детектив. У Хотиненко же - настоящая полицейская сага. Причем он даже нового героя придумал, которого нет в романе, - следователя Горемыкина. А если есть герой, то у него должен быть текст. В результате Горемыкин говорит исключительно цитатами - но не из Достоевского, а из кого угодно, вплоть до Бисмарка.
Присутствует в фильме и эпизод, которого в романе нет, - его убрала цензура. Но Хотиненко историю соблазнения Ставрогиным соседской девочки решил продемонстрировать во всей клиповой красе. В результате противоречивый Ставрогин превратился в мелкого соблазнителя, так же, впрочем, как и главный бес - Верховенский - в беса мелкого. И хотя актеры их играют таланта отнюдь не мелкого, до кино­космоса экранизация так и не поднялась.

Анна ТАРАСОВА
Рисунок Леонида МЕЛЬНИКА

12.10.2015