Признание

Черно-белый «Сын» покорил Выборг

На кинофестивале «Окно в Европу» победил малобюджетный фильм

В Выборге завершился очередной, уже 22-й по счету фестиваль российского кино «Окно в Европу». Главной награды в программе «Игровое кино. Осенние премьеры» удостоен фильм нижегородского режиссера Арсения Гончукова «Сын». Любопытно, что малобюджетной черно-белой картине, в которой не снимались звезды, удалось обойти дюжину куда более солидных на первый взгляд конкурентов.

Выборгский фестиваль отличается чрезвычайной «киноразношерстностью». Он проводится после «Кинотавра» и Московского международного фестиваля, поэтому формирует программу отчасти по остаточному принципу и практически никому не отказывает. Так что среди тринадцати соискателей Гран-при оказались очень разные фильмы.
Самым явным претендентом на успех представлялась экранизация пьесы Максима Горького «На дне», которую снял участник и лауреат международных киноконкурсов Владимир Котт. Режиссер поселил героев не в хрестоматийной ночлежке, а на современной свалке. В остальном же недалеко ушел от канонического сюжета. За что и получил… не Гран-при, а специальный приз «За актуальное прочтение классики». Отметим и заслугу в этом популярных актеров, снимавшихся в фильме, - Юрия Кузнецова, Евгении Добровольской, Александра Трофимова…
А вот в «Сыне» звезд такой величины нет. У Арсения Гончукова снимались малоизвестные актеры. Судя по всему, режиссеру было важно, чтобы зритель посмотрел его историю с полным доверием, не отвлекаясь на «киношные» лица. Сюжет картины прост и трагичен: юноша по имени Андрей живет с матерью, больной шизофренией. Он упрямо ухаживает за ней, борется за ее жизнь, но она все равно умирает.
«Сын», по словам режиссера, снят всего за полмиллиона рублей. Никакой поддержки от Министерства культуры или Фонда кино не было. Это независимое, авторское кино.
- Мы не зарабатываем на своем кино, это не бизнес, это некоммерческий проект по зову души и по зову кинематографа, - заявил Гончуков, получая приз.
Симптоматично, что и еще один малобюджетный фильм также добился большого успеха в Выборге. Картина «Пациенты» Эллы Омельченко признана лучшим дебютом фестиваля. Это занимательная история о встрече священника и преуспевающего психоаналитика, которые пытаются обратить друг друга в свою веру.
Кого еще отметили? Киноведы отдали свой приз фильму «Слон», а сценарист этого фильма Дмитрий Лемешев выиграл в номинации «За оригинальность драматургических решений».
О чем говорят победы независимого от большой коммерции кино в Выборге? Мэтры, по всей видимости, считают подобную тенденцию перспективной для отечественного кинематографа. Теперь слово за зрителями, которые уже этой осенью смогут увидеть «Сына» и «Пациентов» на большом экране.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015