Картина с историей

Петр Первый снова на коне

Музею-заповеднику «Петергоф» преподнесен в дар уникальный портрет императора

Музей-заповедник «Петергоф» пополнился еще одним портретом своего основателя. Картину с изображением Петра Первого работы советского художника-графика Константина Рудакова музею подарили банкиры. В этом событии оказалось много символичного - и тема, и ощущения.



«Далече грянуло ура: полки
увидели
Петра»
В Белом зале Большого дворца состоялась торжественная церемония дарения портрета Петра Первого Государственному музею-заповеднику «Петергоф». Это знаменитая акварель советского художника - иллюстратора русской и европейской классики Константина Рудакова. Именно с нее была сделана литография для книги Пушкина «Полтава», изданной «Детгизом» в 1948 году. Так случилось, что оригинал оказался в частной коллекции, как и многие произведения искусства, рассказывающие о русской монархической династии. Музеям редко делают подобные подарки, а покупать картины - дорого. По счастливой случайности вдова коллекционера решила продать реликвию, а один из банков согласился ее купить и безвозмездно передать музею. В результате музей стал обладателем одной из последних работ Рудакова - конного портрета Петра Первого, изображенного в момент, описанный Пушкиным: «Далече грянуло ура: полки увидели Петра».
Символично, что портрет оказался во дворце, который император строил в честь победы над шведами в войне за выход к морю. Более того, Петр Первый, создавая свою резиденцию, хотел показать всем, на что способны русские, - дворец строился по образу и подобию версальского, однако по роскоши парков, красоте архитектуры и великолепию фонтанов намного превзошел его.
Елена Кальницкая, директор Музея-заповедника «Петергоф», обещает, что портрету Петра найдется почетное место в одном из залов Большого дворца.
Детские
годы
чудесные

Константин Рудаков окончил Академию художеств в Петрограде, где впоследствии преподавал. В молодые годы художник брал уроки у Чистякова и Савинского, Добужинского и Кус­тодиева. Живописец был членом «Мира искусства» и «Общины художников», создавал сатирическую графику для журналов «Чиж», «Бегемот» и «Крокодил». Но самую большую известность Рудаков получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики. Он оформлял издания Золя, Мопассана, Гофмана, Льва Толстого, Прево, Пушкина.
В последнее время творчество Константина Рудакова было подзабыто. Еще бы, ведь вместе с бумажной книгой уходят в прошлое и ее замечательные иллюстрации, которые не только сами по себе являются образцами искусства, но и помогают лучше воспринимать классику. Многие поколения знакомились с творчеством русских и зарубежных писателей по красиво оформленным книгам. А поэму «Полтава» помнят с замечательными иллюстрациями Рудакова. В коллекции музея «Петергоф» тоже есть несколько работ, принадлежащих кисти художника.
Чувство благодарности к музейщикам и дарителям испытывает внучка художника Елена Фирцова. Хотя она родилась через несколько лет после его смерти, но говорит о деде так, будто рассталась с ним только вчера.
- Картины моего дедушки хранятся во многих музеях Парижа и Рима, - рассказывает она. - Во Франции он получил золотую медаль и стал почетным гражданином города Руана за иллюстрации к книгам Мопассана. В честь дедушки даже названа одна из улиц в Париже.


Очень патриотичный портрет
- Над иллюстрациями к пушкинской «Полтаве» Константин Рудаков работал очень кропотливо, неоднократно их переписывая, - рассказывает хранитель фонда «Графика Музея семьи Бенуа» София Артюшина. - К сожалению, до нас дошли лишь немногие из его эскизов и набросков.
К конному портрету Петра Рудаков создал несколько вариантов эскизов, и только последний стал основой для литографии. Работа над иллюстрациями к «Полтаве» стала последней для художника. В ней поднято сразу несколько близких нам и сегодня тем. Здесь есть и предательство, и Украина, и война. Такого портрета Петра, написанного в советское время, до сих пор не было в музее.
- В нашей коллекции много живописных, графических и скульптурных портретов Петра, в том числе прижизненных, имеющих большую ценность, но портрета царя, относящегося к послевоенному времени, в музее до сих пор не было, - говорит заместитель директора Музея-заповедника «Петергоф» по научной работе Тамара Носович. - Каждая эпоха вносит свое понимание и накладывает свой отпечаток на характер и личность императора, поэтому нам очень интересен взгляд художников разных времен  на Петра. Например, картина «На берегу пустынных волн», созданная в начале XX века, показывает образ очень деятельного царя - основателя города. А Рудаков писал портрет Петра после Великой Отечественной войны, когда народ восстанавливал разрушенную страну и был очень высок дух патриотизма.
Сегодня общество вновь вспоминает о патриотизме и рассуждает о войне и предательстве. Все возвращается на круги своя, и в этом даре - акте возрождаемого меценатства - тоже видится глубокий символизм.

Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015