Реформа

Не выплеснуть бы Копеляна!

К чему приведет всероссийская перепись актеров

Новое веяние - Министерство культуры намерено сосчитать всех актеров, работающих как в государственных, так и в муниципальных и частных театрах. Каждому гражданину страны, получающему в театре актерскую ставку, надлежит заполнить анкету. Делается это для того, чтобы к 2015 году все учтенные творческие единицы организованно приступили к работе по новым правилам.



Избавиться от балласта?
В результате реформы все российские актеры перейдут на срочные контракты, о чем официально сообщила глава департамента господдержки искусства и народного творчества министерства Софья Апфельбаум. Что это означает для творческих коллективов? Каждый актер будет призван в труппу лишь на пять лет. Затем ему придется сдавать, грубо говоря, театральный ЕГЭ, то есть участвовать в конкурсе на право продления контракта. Не сдавших «экзамен» будут отчислять тут же.
Делается это, скорее всего, для того, чтобы избавиться от балласта, от той части труппы, которая редко выходит на сцену. Тут есть, правда, тонкость: актер далеко не всегда виноват, что режиссер его, как говорится, в упор не видит. Не виноват он и в том, что его типаж «не ложится на репертуар». Но по новым трудовым правилам именно он будет за все это отвечать. Вероятно, теперь зритель лишится возможности увидеть творческий расцвет, например, нового Ефима Копеляна, которого, как мы знаем, никто не замечал, пока в БДТ не пришел Георгий Товстоногов.

Жизнь на вулкане
К тому же работа в храме искусства - не размеренное движение конвейера карбюраторного завода, требующее жесткой регламентации труда. Сегодня актер провалился, завтра - восхитил. Психология у него утонченная, хрупкая, работа - удивительно нервная. Стоит ли додавливать актера соревнованием за лучшие итоги пятилетки?
С другой стороны, расставшись с теми, кто покажется отборочной комиссии лишними сынами Мельпомены, театр сэкономит государственную денежку. Цель неплохая, но опять же есть сомнения: стоит ли Министерству культуры начинать экономию именно с копеечных зарплат актеров? Нет ли других пустых трат? Не обратиться ли в сторону миллионных субсидий на съемку малохудожественных, а иногда и антироссийских по сути «киношедевров»?
Неясны также взаимоотношения с частными театрами. Если они сами себя кормят, то, понятное дело, они сами и должны устанавливать свои порядки. Может ли Министерство культуры обязать актеров, трудящихся в антрепризе или находящихся «в свободном полете», явиться на экзамен? Как можно обязать администрацию антрепризы заключить контракт на пятилетку с актером, который приглашен на одну постановку, и она вряд ли проживет дольше года?
О психологическом климате в театре, который и без того - «вулкан страстей», и говорить не приходится. Каждые пять лет несчастный коллектив будет трясти, как во время извержения Везувия. Или все это надуманные опасения?

Людмила АНДРЕЕВА
Рисунок Максима СМАГИНА


Прямая речь

«А судьи кто?»

Петербургские деятели искусств сомневаются в продуманности реформы

Поскольку глава департамента господдержки искусства и народного творчества Софья Апфельбаум сообщила, что артисты реформу поддерживают, «Смена» решила поинтересоваться их мнением.

Леонид МОЗГОВОЙ, заслуженный артист России, лауреат премий «Ника», «Золотой овен» и многих других:
- Сложно сказать, к чему приведет эта реформа. Сейчас времена изменились, мы как-то быстро капитализировались под девизом «Все на продажу!». При прежней системе, социалистической, хватало недостатков, но тогда думали о социальных правах людей. Как отразится на жизни актера эта реформа? Пока неясно. Но сам подход такой механический, что ли, не творческий, не учитывающий особенности именно этой творческой профессии, что я смотрю в будущее с печалью.

Владимир ТЫККЕ, заслуженный артист России, главный режиссер театра «Балтийский дом»:
- С одной стороны, вроде бы все правильно: театру нужны свежие силы, как говорится, новая кровь. Но когда знаешь, сколько актеры получают, уходя на пенсию, рука не поднимается отправить их туда, тем более досрочно.

Борис СМОЛКИН, заслуженный артист России:
- Реформу нужно начинать с руководителей театров, а не с актеров. Давно настала пора тестировать именно тех, кто возглавляет творческий процесс, причем не раз в пять лет, а почаще, хотя бы раз в три года. Многим руководителям тяжеленько будет доказать, что они справляются с порученной работой и занимают свое место.

Андрей НОСКОВ, актер театра и кино:
- Намеченные перемены театральной жизни мне лично неясны. Цели и задачи покрыты туманом. Непонятны принципы отбора лучших и худших. Один из главных вопросов: «А судьи кто?» Пока что эта реформа - кот в мешке.

Лариса МАЛЕВАННАЯ, народная артистка России:
- Я, слава богу, никак не отношусь к намечаемой реформе. Ушла из театра много лет тому назад. Меня больше не терзают мысли, что терзают каждого актера в труппе, пусть и самого успешного и любимого зрителем. У меня только одна мысль: чтобы в следующей жизни удачнее выбрать профессию, не становиться актрисой. Хватит с меня театральных экспериментов…

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015