Время читать

«В России без любви нельзя…»

Книга Никиты Михалкова составлена как энциклопедия

Знаменитый режиссер, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков представил на суд читателей книгу «Публичное одиночество». Это сборник его высказываний и интервью за последние пятьдесят лет.

Все материалы, содержащиеся на почти девятистах страницах фолианта, поданы в том виде, в котором появлялись в печати: никакой правки, никакой конъюнктурной редактуры. В книге, по словам Михалкова, - вся его жизнь, и он не отказывается ни от одного своего слова.
- Когда мне показали макет и обозначили идею, я даже испугался, - признался автор во время презентации книги на Московской книжной ярмарке. - Время идет, ну что я мог наговорить в каком-нибудь 64-м, сразу после выхода фильма «Я шагаю по Москве»? Но когда все материалы были собраны, получил огромное внутреннее наслаждение. Мне не пришлось стыдиться ни одного своего слова. Наверное, Господь помог оставаться самим собой в любых условиях. Много вещей было в жизни, за которые теперь неловко, стыдно, у кого-то хотелось бы попросить прощения. Но произносить с трибун печальную фразу: «Что делать? Такое было время!», к счастью, не нужно.
Заметим, книга построена как энциклопедия, где соблюден алфавитный порядок. На букву «А» - про Америку, актеров и актрис и «Анну Каренину», на букву «Ч» - о Чехове и Чубайсе, на букву «Н» - о народе и Новом годе. Такой способ подачи материала, когда читать произведение можно с любой страницы, сам Никита Михалков оценил высоко и назвал его игрой в пинг-понг с читателем. Захочет читатель узнать, как режиссер относится к тому, что его называют «барином», - может открыть соответствующую страницу с буквой «Б» и прочитать. Тут же рядом будет интереснейший отзыв об Алексее Балабанове и мнение о блогах.
Однако расположенные по хронологии - с 1964 года и по сей день - интервью могли бы дать интересную панораму развития художника и гражданина, а также помогли бы увидеть историю отечественного кинематографа, яркой фигурой которого Никита Михалков, безусловно, является. Увы, не сложилось.
Но в любом случае позиция Михалкова по отношению к России, к родине всегда оставалась незыблемой. Чтобы в этом убедиться, не обязательно открывать страницу с буквой «Р»: высказывания о России, тревога за нее пронизывают многие материалы книги. Вот, например, интервью Михалкова 2002 года: «Я мечтаю любить власть. Мечтаю. В России вообще ничего хорошего без любви невозможно…» А вот высказывание 2014-го: «Существует атлантическая агрессия и Русский мир, русская цивилизация. И если ты говоришь по-русски, ты обязан свой мир защищать, какой бы ты ни был: белый, красный, хоть голубой…»
Слава богу, автор далеко не одинок в своих убеждениях, как это можно было бы решить из-за названия книги - «Публичное одиночество». На самом деле публичное одиночество - термин из системы Станиславского, когда актер в окружении множества людей ведет себя так, словно он один. А зрители завороженно смотрят на восхитительное действо…

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015