Под светом рампы

Один Фокин выдал двух Арбениных

На прошедшей неделе поставлен рекорд по количеству театральных премьер в Петербурге

Чрезвычайно урожайной на премьеры выдалась прошедшая неделя. Новых спектаклей не счесть, и все они очень разные: комедийные и трагические, клоунские и философские, роскошно обставленные и подчерк­нуто аскетичные. Каждый петербургский зритель найдет себе новинку по вкусу и по душе. Сегодня «Смена» подскажет, на какую из множества постановок стоит обратить особое внимание.

Как обходятся с легендой?
Редкая возможность увидеть двух лермонтовских Арбениных разом и попытаться разобраться, зачем их «расплодили» постановщики классического «Маскарада», предоставлена петербуржцам Александринским театром. Режиссер Валерий Фокин задался целью создать композицию, которая отражает лучшее из спектакля, поставленного по «Маскараду» Всеволодом Мейерхольдом. Напомним: та далекая премьера состоялась на сцене Александринки почти столетие назад, зимой 1917 года. Легендарный Мейерхольд, по мнению современников, отличался буйной художественной фантазией и эпатирующей оригинальностью. Поскольку Валерий Фокин восстановил ритмический рисунок спектакля реформатора, а также оформление, костюмы, музыку и многое другое, зритель сможет перенестись в историческое прошлое и составить свое представление о Мейерхольде.
Оригинально прочел классический материал Сэмюэля Беккета и Дмитрий Волкострелов в Театре юного зрителя. Девять коротких пьес играются в трех простран­ствах: на Малой сцене, в зрительском фойе и Белом зале. Интерес к спектаклю оправдан хотя бы потому, что раньше эти пьесы в России не ставились: перевод сделан впервые и именно для ТЮЗа.
Совершенно другой подход к работе с классикой проявила режиссер Наталья Индейкина, поставившая в «Балтийском доме» «Вестсайдскую историю» Леонарда Бернстайна. В мюзикле число главных героев не удвоено, а музыку исполняет симфонический оркестр, в состав которого вошли ведущие музыканты Петербурга. Поющие актеры прошли жесткий отбор. Несмотря на отсутствие резкой перестройки бродвейской легенды, спектакль оставляет ощущение праздника. Получился энергетический коктейль, состоящий из азартной актерской экспрессии, яркого вокала, динамики танцев и световых эффектов.

Глаза разбегаются
Отрадно, что не забыты дети. Среди премьер достойны упоминания и просмотра музыкальный спектакль театра «Зазеркалье» «Крошечка-Хаврошечка» и шоу марионеток театра «Кукольный формат». Любителям настоящей эстрады по вкусу придется замечательная постановка программы «Кабаре» в Учебном театре «На Моховой»: студенты, прямо скажем, утирают нос многим гламурным звездам шоу-бизнеса.
Следующая неделя тоже весьма урожайная на премь­еры. Петербуржцев ждут «Вино из одуванчиков» в ТЮЗе, «Сказка о золотом петушке» в Театре марионеток имени Деммени, интер­активная драма с танцами и кино «Мыши-мутанты» в Музее Достоевского, «Теллурия» по роману Владимира Сорокина на Новой сцене Александринского театра… В общем, глаза разбегаются. Как везде поспеть заядлому театралу?
Однако, как признался «Смене» Борис Смолкин, настоящая премьера - это не обязательно самый первый показ. Лучше всего, по его мнению, смотреть новую постановку на шестом-восьмом представлении. Так что у петербуржцев сохраняются хорошие шансы посмотреть все новинки в самом выгодном свете.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015