В гостях у «Смены»

Татьяна Ткач: «Раньше снимали кадрами, а теперь - километрами»

Исполнительница ролей любимой жены Абдуллы и подружки Фокса не терпит халтурщиков

30 сентября принимает поздравления с юбилеем народная артистка России Татьяна Ткач. Проведя чуть ли не полвека на театральной сцене, она так и не приобрела повадок примы: по сей день чрезвычайно искренняя, задушевная, хотя могла бы и возгордиться от того, что среди своих ровесниц она, пожалуй, самая востребованная актриса Петербурга. «На Ткач» ставят спектакли, «на Ткач» пишут роли. А еще на нее идет зритель. Потому что у незвездной звезды родное лицо, не утратившее ни грана привлекательности, и наш, славянский характер, в котором сочетаются доброта и бескорыстное служение своему призванию.

«По Парижу в кальсонах? Только я!»
- Татьяна Дмитриевна, после фильма «Бег», наверное, немногие запомнили вашу фамилию, но уж в лицо наверняка узнавали все. Правда, что на роль Люськи вас утвердила сама Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя?
- Правда. Она внимательно просматривала все кинопробы. Иногда уверенно говорила: «Да, подходит». А иногда происходили мистические вещи. Елена Сергеевна уединялась со словами: «Пойду посоветуюсь с Мишей». Через некоторое время возвращалась и выносила вердикт. Когда я приехала на пробы, вид у меня был невыигрышный: я попала под ливень. Но Елена Сергеевна сразу сказала: «Вот Люська, живая Люська!» Оказывается, много лет назад они с Михаилом Афанасьевичем ехали в поезде и встретили прототип этой героини, а я на нее была очень похожа.
- Вашим партнерам не так повезло?
- На роль генерала Чарноты кроме Михаила Ульянова пробовались многие. Например, Николай Гринько и Павел Луспекаев. Общим желанием было, чтобы играл Павел Борисович. Но создатели фильма побоялись, что он не выдержит повышенной нагрузки: Луспекаев уже серьезно болел, а съемки в те времена длились долго. Павел Борисович звонил мне: «Да кто же сможет пройтись по Парижу в кальсонах? Только я!»
- И как вам работалось с Ульяновым вместо Луспекаева?
- Сложилась не только работа в кадре, сложились теплые человеческие отношения. Ведь тогда снимали вдумчиво. Мы долго жили под Москвой всей съемочной группой, снимали зимнюю натуру. А там то облако не то, то снег не тот, то свет… Поэтому было время пообщаться, подружиться. Без устали репетировали… Потом на площадке уже понимали друг друга с полуслова. Не то что сегодня: прибегу на площадку играть маму героя, с ходу произношу: «Сынок, милый!» А сама еще и лица «сынка» не успела разглядеть…

Бандиткой будешь?
- Ну не будем скрывать, что вы и лица Фокса не успели разглядеть, хотя играли его подружку, «любовь с интересом, лежбище»…
- Да, мы тогда с Александром Белявским не пересеклись, ведь вместе в кадре не встречались. Вообще, Слава Говорухин пригласил меня в «Место встречи изменить нельзя», чтобы познакомить вовсе не с Белявским. Он позвонил и сказал: «Есть у меня роль одной бандитки, но не в этом дело. Ты же любишь Высоцкого? А тут есть прекрасная возможность с ним пообщаться». Я тут же поехала в Одессу. Несколько дней мы жили в гостинице. И каждый вечер Высоцкий устраивал великолепное действо: пел, рассказывал, пародировал… Удивительной душевной щедрости был человек!
- А каким в жизни был ваш «муж» Абдулла из «Белого солнца пустыни»?
- Пока мы не увидели грузинского актера Кахи Кавсадзе, пошучивали: мол, не начнет ли он пользоваться гаремом? Однако замечательный человек Кавсадзе обожал свою жену, вместе с которой и приехал на съемки. Вообще, когда режиссер талантливый, он и людей приглашает на съемки душевных. Один Анатолий Кузнецов чего стоит! Золотой человек! Меркантильных, нехороших типов редко тогда можно было встретить в кинематографе. Все жутко любили свою профессию и считали счастьем сниматься даже без гонорара. Сейчас, когда мы, люди старой школы, встречаемся - буквально бросаемся навстречу друг другу… Всех нас объединяет нетерпимость к халтуре, к формализму. От них мы вянем, как цветок, лишенный солнца.

Секрет «Золотой мины»
- Пожалуйста, помогите разгадать загадку о кино. Вот ведь сценарий фильма «Золотая мина», в котором вы сыграли потерпевшую Дроздовскую, не сильно-то талантливее, скажем, сценариев первых сезонов «Улиц разбитых фонарей», а кино получилось стоящее, нестареющее. В чем причина?
- Прежде всего в том, что раньше снимали кадрами, а теперь километрами. Сейчас как? Артисты на площадке - по двенадцать часов, должны сразу схватывать ситуацию, не задавать никаких вопросов, не требовать дублей и уж тем более - репетиций. Сыграл - и быстренько с площадки, не мешай. А как идет кастинг? Актеров выбирает не режиссер, а продюсер. По фотографиям. Ни о каком ансамбле, ни о каком взаимопонимании речи нет.
- А «Золотую мину» снимал профессионал?
- Конечно. Крепкий мастер и добрый человек Евгений Татарский. Он создал ансамбль из звезд, точно распределил роли. Я с радостью откликнулась на его призыв сыграть в сущности эпизодическую роль, как только он перечислил состав исполнителей. Я согласно кивала уже с первой фамилии - Даль. А там ведь еще Глузский, Лемке, Дмитриев, Киндинов… Сниматься в такой компании - счастье.

Буду мамой Пореченкова
- Татьяна Дмитриевна, а в чем еще счастье актрисы?
- В семье. У меня удивительная дочь Наташа. Как она ухаживает за моей 92-летней мамой, как она воспитывает моего внука!
- Ваши родные узнают черты вашего характера в какой-нибудь из ролей?
- В подружке Фокса или Люське, хотя я и вложила в эти роли много своего, личного, - разумеется, нет. Эмоции-то мои, но логика этих персонажей мне чужда.
- Но вы же сейчас нарасхват в телесериалах, правда уже на роли матерей, а не роковых женщин. Может, там логика поведения ближе к вашей?
- Только что снялась в роли мамы героев-полицейских, которых играют Миша Пореченков и Женя Дятлов. Скорее всего, там мои близкие увидят меня такой, какая я есть.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015