Сказка на ночь

Что тебе снится, Роберт Стивенсон?

В Театре музкомедии показали мюзикл, в котором побеждает зло

Премьера мюзикла «Джекилл и Хайд» в Театре музыкальной комедии не зря состоялась в то время года, когда больше всего хочется спать. Ведь именно во сне очень часто можно увидеть какие-то откровения. Менделееву вот целая таблица химических элементов приснилась. А автор знаменитого «Острова сокровищ» Роберт Стивенсон, по легенде, именно во сне в далеком 1885 году увидел сюжет своей повести «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Но даже в самом смелом сне Стивенсон, скорее всего, не мог представить себе, что его герои запоют.

Однако через сто с лишним лет именно так и случилось. Американский студент Фрэнк Уайлдхорн в конце 1980-х под впечатлением от учения Фрейда и повести Стивенсона написал к ней музыку. Неизвестно, снилась ли она ему до этого, но очень скоро отдельные музыкальные номера с помощью написавшего сценическую версию Стивена Калена превратились в полноценный мюзикл, до сих пор с успехом идущий по всему миру. Теперь дошла очередь и до России, где впервые  именно в петербургском Театре музыкальной комедии состоялась премьера полной версии мюзикла. До этого у нас ставили лишь музыкально-драматический спектакль - в 2005 году он шел в московском Театре им. Моссовета, и главную роль там играл Александр Домогаров.
Но в те годы время мюзик­лов еще не пришло. Поколение зрителей, воспитанное на глубоком психологизме и методе Станиславского, было не готово просто развлекаться. Ему требовались идея, мораль и сверхзадача. Не прошло и нескольких лет, как все изменилось. Сменилось поколение - сменились и интересы. И современный зритель хочет развлекаться. Это заметил даже генеральный директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф, с легкой руки которого жанр мюзикла в Петербурге стал так популярен.
- Сегодняшний зритель, - говорит он, - хочет развлекаться, но наш театр не хочет быть театром одного мюзикла, даже такого успешного, как «Бал вампиров», поэтому мы рискнули и пошли на эксперимент. «Джекилл и Хайд» - гораздо более глубокая работа, подразумевающая не просто развлечение, но и какую-ту душевную зрительскую работу.
В театре рассчитывают, что поклонники «Бала вампиров» станут и зрителями «Джекилла и Хайда». Тем более что почти вся актерская команда перекочевала в новый мюзикл из «Бала», только режиссер теперь из Венгрии - его зовут Керо.
К тому же и сюжет повести Стивенсона по своей фантасмагоричности ничуть не уступает «вампирской саге». Джекилл и Хайд, конечно, никого не кусают и среди гробов не танцуют, но вполне эффектно демонстрируют борьбу добра и зла. В которой, что совсем нехарактерно для красивой музыкальной сказки, побеждает зло. Так что зрители нового мюзикла точно не заснут.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ

12.10.2015