Ноу-хау

И где тот новый человек?

БДТ привлекает школьников к постановке спектаклей

В воскресенье БДТ завершил прием заявок от школьников Петербурга для участия в составлении и воплощении новых творческих планов легендарного коллектива. Привлечение учащихся восьмых - десятых классов к системному сотрудничеству с театром проходит в рамках проекта «Новые люди».

Круче Чернышевского
Задумка, безусловно, связана с премьерой спектакля Андрея Могучего по роману Николая Чернышевского «Что делать?». Как полтора века назад сидевший в Пет­ропавловской крепости Николай Гаврилович томился в поисках «нового человека», так и сегодня восьмиклассник может поломать голову над его розысками. Потому что задача, поставленная перед теми подростками, что стремятся стать драматургами, режиссерами и актерами БДТ, именно такова: они должны создать работы в любом художественном жанре, посвященные «новому человеку». Ну а для начала, разумеется, необходимо его найти в реальном пространстве.
Чернышевский, конечно, имел неоспоримое преимущество перед современными школьниками: он творил искомый объект в воображении, к тому же обладал куда более солидным образованием и жизненным опытом. Однако питерские старшеклассники отважно представили пьесы, стихотворения, интервью, видеоматериалы и даже анимацию на суд Педагогической лаборатории БДТ. Вскоре станет ясно, кто именно будет создавать под руководством профессионалов театра документальные спектакли о себе и людях из своего окружения, которых они считают «новыми людьми». Ожидается, что уже в конце апреля все желающие смогут увидеть данные постановки.
Да, отрадно, что один из выдающихся театров в истории России занимается воспитанием и развитием подростков. Раньше с этим прекрасно справлялись дома пионеров и школьников, районные детские театры, теат­ральные кружки и творческие студии. Сегодня их стало меньше, и каждый факт обращения подростков к творчеству может только радовать.

Не много ли экспериментов?
Тем не менее не покидает чувство необъяснимой неловкости. Той самой неловкости, которая, например, возникла во время открытия обновленной сцены БДТ, когда всех петербуржцев отрезали от любимых актеров кордоном охраны и полиции. Театралы оказались, по сути, лишними на этом торжестве. Не повторится ли такая ошибка? Не отрежет ли зрителя от любимых актеров и образцовых постановок спектакль восьмиклассника? Не станут ли очередным кордоном для петербуржцев бесконечные спектакли-эксперименты?
Да и воспитательный аспект нового проекта спорен. Что в дальнейшем станет с юношей, который уже поднимался на эту легендарную сцену якобы с собственным проектом и сорвал аплодисменты? Готов ли он будет после такого успеха к изнурительной ежедневной работе, чего требует классический театр? Последний, кстати, ну хотя бы товстоноговский, воспитывал зрителя, пришедшего на спектакль, а место на сцене давал только мастерам высочайшего класса.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015