Громкий юбилей

Секрет его молодости

10 февраля народному артисту СССР Владимиру Зельдину исполняется 100 лет

Ровно пять лет тому назад Владимир Зельдин в беседе с корреспондентом «Смены» сетовал на то, что ему поступают  предложения сниматься в ролях лишь дедушек и прадедушек, а ему это неинтересно. Владимир Михайлович мечтал тогда сыграть Фирса в «Вишневом саде» и считал, что для других ролей он стар. Жизнь опровергла последнее заявление. Сегодня Зельдин, старейший из ныне живущих народных артистов СССР и мировой рекордсмен по возрасту среди продолжающих карьеру актеров, играет роль Дон Кихота в трехчасовом мюзикле «Человек из Ламанчи», участвует в антрепризах и снимается в кино.

В чем же кроется тайна вечной молодости лауреата бесчисленных премий и полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством»? Сам актер уверен, что «секрет долголетия - в чувстве меры во всем». Глядя на то, как он поет и танцует на сцене накануне столетнего юбилея, нельзя не заподозрить в его отличной форме какого-нибудь волшебства. Может быть, он открыл рецепт вечной молодости, когда играл в пьесе «Средство Макропулоса»? Или когда снимался в фильме «Искушение Б.», где его герой стремился завладеть эликсиром вечной жизни?
Возможно, загадку Владимира Зельдина удастся разгадать, если вспомнить его роли в кино, хотя бы несколько из тех шести десятков, в которых он сыграл.

Первый успех
«Свинарка и пастух».
1941 год
Голливудская улыбка Владимира Зельдина, исполнившего роль знатного дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева, ослепила не одно поколение советских девушек. Но всесоюзная слава, обрушившаяся на актера после выхода фильма на экраны, была для него не самой главной наградой. Картина «Свинарка и пастух» спасла Владимиру Зельдину жизнь. Так по крайней мере он считает сам. В июне 1941 года, в первые дни Великой Отечественной войны, 25-летнего актера призвали на фронт. Но уже из военкомата командировали на «Мосфильм», в распоряжение съемочной группы. Поступила установка: обязательно доснять музыкальную комедию, прославляющую социалистические достижения народного хозяйства. Большинство друзей Зельдина погибли на фронте… На боевых позициях в дальнейшем тем не менее он бывал неоднократно - в составе фронтовых артистических бригад.

Визитная карточка
«Учитель танцев».
1952 год
На долгие годы визитной карточкой Владимира Зельдина стала роль юного Альдемаро из спектакля Центрального академического театра Советской армии «Учитель танцев». Эта постановка пьесы Лопе де Веги имела столь бешеный успех в послевоенной Москве, что решено было сделать киноверсию. Она долго шла в кинотеатрах страны.
Зрители восхищались не только игрой, но и пластикой актера. Восхищались вполне справедливо. Ведь, еще учась в театральной мастерской Моссовета, юноша достиг таких успехов в хореографии, что давал уроки в танцевальных студиях столицы вместе с будущим главным балетмейстером Московского театра оперетты Галиной Шаховской.
Благородство осанки, умение держать спину, красивый жест и легкий шаг, которые отличают Зельдина до сих пор, - родом оттуда, из тридцатых годов…

Новация
«Дядя Ваня».
1970 год
Одна из лучших экранизаций Антона Павловича Чехова за всю историю кинематографа показала миру блестящие актерские работы Иннокентия Смоктуновского, Сергея Бондарчука и Владимира Зельдина. Последний поразил всех знатоков классической пьесы неожиданным образом профессора Серебрякова. Обыкновенно он трактовался как отрицательный персонаж, пошляк, даже тунеядец, который важно учит окружающих: «Надо, господа, дело делать». Сыг­рав точно, без нажима, именно чеховский текст, а не его интерпретацию, Зельдин доказал, что Серебряков, как и все персонажи Антона Павловича, «плохой хороший человек» и у него есть своя правда.
Создателям «Дяди Вани», в том числе и Владимиру Зельдину, аплодировали на международных кинофестивалях в Сорренто, Сан-Себастьяне и Милане - во время вручения высших наград.

Гениальное зло
«Десять негритят».
1987 год
Судья Уоргрейв - главный персонаж романа Агаты Кристи и одноименного фильма Станислава Говорухина. Владимир Зельдин сыграл его филигранно. Судья решил восстановить справедливость и наказать тех, кого не смог покарать суд из-за недостаточности улик. Жажда возмездия переросла в убеждение, что он может вершить над жалкими десятью преступниками грозный Божий суд. И он вершит его - изощренно, жестоко, неотвратимо. В конце детектива дан крупный план Владимира Зельдина. Его глаза - это черные бездны зла. Выразительность их такова, что зрителю становится страшно. Перед ним - полное перерождение человека, произошедшее только потому, что он отказался от доброты и милосердия… Блестящая работа мастера!

Людмила АНДРЕЕВА

 

Поздравляем!

«Он любит весь этот мир и живет со вкусом!»

Знаменитые артисты рассказали «Смене», чем их восхищает Зельдин

Тамара Гвердцители,
народная артистка России:
- Мы с Владимиром Михайловичем вместе работаем в спектакле «Человек из Ламанчи». Я - его Дульсинея. Это по роли. А по жизни - я его ученица. Когда мы выходим в конце на поклоны, нас встречает преображенный зритель. Публика словно побывала в сказке и хочет в ней остаться. Такой эффект - заслуга нашего Дон Кихота в исполнении Владимира Михайловича. Я благодарна судьбе за возможность учиться у такого волшебника, как Зельдин!  


Наталья
Крачковская,
заслуженная
артистка России:
- Владимир Михайлович, с которым я давным-давно знакома по множеству творческих поездок по городам и весям, -  это человек-солнышко. Он умница, с прекрасным чувством юмора, сам себя воспитавший, если можно так выразиться, до арис­тократизма. Наш юбиляр чрезвычайно галантен и замечает красоту, в том числе женскую, в один миг. Тут он зорче любого юнца! Вообще он редкий рыцарь. Вот сейчас говорю о нем, и на сердце становится тепло. Пусть Владимир Михайлович живет и творит еще долго-долго-долго!


Ивар Калныньш,
актер:
- Это уникальный случай - сто лет прожить и до сих пор покорять зрителей на сцене и в кино! Я имел счастье побывать в роли его сына на съемках «Инспектора Гулла». Работать с ним приятно. Я заметил вот что: он живет со вкусом. Он любит весь этот мир. Он любит людей. Он обожает свою профессию. Вокруг него прекрасные люди и красивые вещи. Он умеет общаться. Поговорить с ним - одно   удовольствие для собеседника! А он, в ответ, умеет получать удовольствие от того, что вы рады беседе. Он реально желает блага тому, кому симпатизирует. Он умело уклоняется от всего дурного, умея не обидеть при этом. Он ни о ком не отзывается дурно. Все мы, актеры, бываем капризны и даже невыносимы. Все, но не он. Наверное, то, что я сказал, звучит примитивно, банально.  Но в этой простоте, ясности, доброте, как мне кажется, и кроется секрет вечной молодости Владимира Михайловича.

Записала Людмила АНДРЕЕВА
Фото ТАСС

12.10.2015