Классика

Серов неизвестный
К 150-летию великого художника
в Русском музее открылась выставка
с интригующим названием «Серов не портретист»

Кисти Валентина Серова принадлежит целая галерея портретов артистов и художников, ученых и поэтов, образов петербургской знати XIX века, знакомых многим из нас с раннего детства. Неудивительно, что большая часть публики недооценивала работы Серова в других жанрах, да и сегодня считает его виртуозным мастером лишь портретного жанра. Живописец  огорчался и говорил: «Я не портретист, я просто художник». Насколько многопланово творчество художника, решили показать организаторы масштабной выставки в Русском музее, практически исключив из экспозиции портреты.


В каждом
зале
новый Серов
В творческой жизни Валентина Серова не было периодов борьбы и забвения. Он был одним из немногих живописцев, которым постоянно сопутствовал успех.
Уже в 25 лет Серов становится модным портретистом. Им восхищаются, у него заказывают портреты вельможи, графы и царствующие особы. Многие из этих работ находятся в постоянной экспозиции Русского музея. Их можно увидеть в корпусе Бенуа на третьем этаже. А этажом ниже развернулась выставка, показывающая совершенно другого, непривычного для многих Серова - тонкого пейзажиста, острого сатирика, мастера жанровых сцен, крупнейшего анималиста, книжного иллюстратора, автора античных и религиозных сюжетов, искусного графика и рисовальщика.
- Серов был удивительно талантлив во всем, что делал, - рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX - XX века Русского музея Владимир Круглов. - Юбилейная экспозиция занимает семь залов, в которых представлено более двухсот произведений мастера, написанных в разных жанрах и стилях. Картины к нам прибыли из Третьяковской галереи и из других хранилищ и частных коллекций России.


Родился художником
Валентин Серов родился в семье музыкантов - известного композитора Александра Серова и его бывшей ученицы, большой любительницы и сочинительницы музыки Валентины Серовой. Родители мальчика были людьми прогрессивными, в их доме собирались поэты и художники, звучали стихи и велись оживленные беседы. Ребенок воспитывался в атмосфере творчества и свободомыслия.
- Первым учителем рисования Валентина был его отец, сам талантливый рисовальщик, в юности стоявший перед выбором, какому виду искусства посвятить свою жизнь, - продолжает Владимир Круглов. - Мальчику было всего шесть лет, когда отец умер, и мать увезла ребенка в Париж. Там Серов начал всерьез учиться рисованию. С 10 лет его учителем становится Репин.
Серов был не только учеником Репина, он стал его соратником и другом. Вернувшись в Россию, юный живописец подолгу жил у мэтра, копировал его картины, вместе с ним выезжал на пленэр. Репин подготовил Серова к поступлению в Академию художеств и познакомил с известным меценатом Саввой Мамонтовым. Художник стал активным членом Абрамцевского кружка и много времени проводил в подмосковном имении Абрамцево. Там он познакомился с Коровиным, Нестеровым, Врубелем. Начал писать портреты многочисленных гостей Мамонтова - писателей, артистов и художников. А в возрасте 22 лет создал шедевр, который признали лучшей живописной работой XIX века. Это был портрет младшей дочери хозяина имения Веры Мамонтовой «Девочка с персиками», восхитивший зрителей свежестью и поэтичностью детского образа. Но произошло это не сразу….


Без портретов не обошлось
«Девочка с персиками» почти два года украшала особняк мецената и не выставлялась. Несмотря на то, что Серов уже активно участвовал во многих выставках.
- Картину увидела широкая публика только благодаря Дягилеву, который потребовал, чтобы «Девочка с персиками» отправилась в международное турне, организованное им для русских и финских художников, - поясняет куратор выставки. - Однако картина экспонировалась под другим названием. С присущей ему скромностью Серов назвал ее «Портрет госпожи М.».
Начиная с этого момента художнику посыпались заказы от петербургской знати, вельмож, князей и даже царя. Согласно воспоминаниям, однажды в комнату, где Серов писал портрет Николая II, вошла императрица Александра Федоровна и стала давать художнику советы. На что живописец ответил: «Вы можете взять кисть и закончить портрет сами». После этого он отказался писать царствующих особ. Но к этому времени Серовым был уже написан шедевр «Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе». Он тоже выставлен сейчас в Русском музее.
Вопреки названию экспозиции «Серов не портретист», здесь все же есть два портрета - жены художника Марии Федоровны (картина «Летом») и его сыновей («Дети»).
- Мы их показываем только потому, что это произведения, в которых очень важную роль играет пейзажная среда, частью которой становятся дорогие художнику люди, - объясняет Круглов.


Тихий революционер
Пейзажи Валентина Серова - образец чисто русского импрессионизма. Новым стилем были увлечены многие художники второй половины XIX века, побывавшие в Париже. Вместе с Левитаном, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Валентин Серов начал ломать стереотипы в живописи. Наполняя картины светом и воздухом, художник писал русские цветущие поля, села и кресть­янские избы в только ему присущей манере, совершая тихую революцию в пейзаже.
- В отличие от Коровина, который был ярко выраженным импрессионистом, или Врубеля, шокировавшего публику своими необычными работами, все, что делал Серов, было настолько классически красиво и полновесно, что зрители сразу высоко оценили его произведения, - рассказывает Владимир Круглов. - Его пейзажи - светлые, нежные и поэтические. А ранние работы в этом жанре, например «Лес Абрамцева» или «Осенний вечер в Домотканово», удивительны по колориту. В них столько света и поэзии, хотя уже чувствуется взгляд настоящего пейзажиста.
Серов был активным участником выставок Московского общества любителей художеств, затем Товарищества передвижников, «Мира искусства», Союза художников. Его картины ездили за рубеж, демонстрировались на Всемирной выставке в Париже.
В то время как в живописи царил дух свободного творчества, в Академии художеств насаждались академические догмы. И Серов покинул ее, проучившись пять лет, хотя был любимым учеником Павла Чистякова. Учитель ценил в художниках точность линий и выразительность рисунка. А Серов был неутомимым тружеником и мог сидеть над работами часами, занимаясь поиском цвета и настроения.
Еще один пласт его творчества - эскизы театральных декораций. Серов много работал для русских театров, оформляя оперы, сочиненные его отцом. К одной лишь «Юдифи» в Мариинском театре им было создано не менее трех видов эскизов.
Большую часть экспозиции выставки занимает творчество Серова-анималиста. Особенно впечатляют иллюстрации к детской литературы - сказкам Пушкина и басням Крылова. Остро, живо и лаконично передан характер коварной вороны, склонившейся над убитой канарейкой. А один из живописных образов собак - «Пиратку» - Серов написал, гостя у Репина в Пенатах - оттуда и прибыла на выставку эта работа.


Протест
и восхищение
Характер Серова сложился под влиянием матери, неукротимой бунтарки и общественницы. Она сочувствовала революции и помогала бедным, собирая пожертвования. Серов тоже принимал в этом участие. А когда писал портрет царя, даже попросил у него денег на издание журнала «Мир искусства».
Беспокоясь о судьбе России, Серов увлекался эпохой Петра Первого, которого он писал в разных ситуациях - во время охоты, на строительстве флота, в путешествии. Иллюстрации на петровскую тему ему заказывал известный московский издатель Кнебель, выпускавший школьные учебники. Так появилась картина «Петр I на псовой охоте» - не столько жанровое, сколько ироничное произведение.
- Сам Петр не любил охоту, считая ее праздным времяпрепровождением, - объясняет смысл картины Владимир Круглов. - Но бояре упросили царя, собираясь обсудить дела государственной важности в неформальной обстановке. Петр согласился - при условии, что на охоте не будет ловчих и слуг. Но оказалось, что без слуг боярам не обойтись. Лай собак так перепугал лошадей, что те помчались и сбросили седоков. Петр и его молодые безродные сподвижники хохочут над тем, как другие поднимают упавшего боярина. Это чистый пример модерна в живописи, где силуэты фигур и животных выразительны и остры, а пейзаж русской зимы восхитителен и лиричен.
Сюжеты из царской жизни, переплетенной с жизнью народа, актуальны, узнаваемы и сегодня. На другой картине изображен Петр, объезжающий русские села и клокочущий праведным гневом, что его приказы не выполняют. А рядом - нищие крестьяне, которым непонятны ни волнение, ни жизнь царя. Ведь их жизнь бедна и беспро­светна.
- Серов испытывал резкую неприязнь к царскому режиму и даже сотрудничал с реакционными журналами «Адская почта» и «Жупел», рисуя для них карикатуры, - рассказывает Круглов. - Эскиз картины «Разгон казаками демонстрантов» изображает упитанных офицеров, которые с шашками мчатся на безоружную толпу. На другой карикатуре подвергся высмеиванию Николай II. Стоя с ракеткой под мышкой, он награждает бравых молодцов очередным орденом, в то время как рядом с ними лежат тела погибших.
Оказавшись свидетелем расстрела народной демонстрации на 5-й линии В. О., которую он наблюдал из окна мастерской Академии художеств, Серов отреагировал еще более острой сатирической картиной «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». А затем в знак протеста вышел из состава действительных членов академии.
- Знаменитое «Купание лошади» было создано в том же 1905 году, - продолжает куратор выставки. - Но это уже солнечное, полное свободы произведение, в центре которого олицетворение новой стихии - прекрасный конь. В этих двух картинах художник демонстрирует разные грани творчества - с одной стороны, карикатура на царизм, с другой - картина, наполненная ощущением свободы и ожиданиями перемен.


Считать работы не было времени -
он их писал

В последнем зале представлены работы на античные темы, которые появились после поездки художника в Грецию. Самое знаменитое из них - «Похищение Европы». Здесь мастер вновь выступает как приверженец нового пути России. Еще одно знаковое полотно - «Хождение Хрис­та по водам», созданное для приходской церкви в Костроме вместе с Коровиным, - нуждается в серьезной реставрации и представлено в виде фотокопии.
Больное сердце сократило жизнь художника. Серов закончил свой жизненный путь очень рано, в 45 лет, ни на миг не прекращая творческую деятельность. Вплоть до последнего дня художник работал над эскизами росписи дома Носовых в Москве, занимаясь поиском наиболее выразительной композиции на тему «Метаморфоз» Овидия. На выставке представлено шесть работ художника из этой серии.
Всего Валентин Серов создал более тысячи картин, эскизов и рисунков. До сих пор выявляются неизвестные работы художника, многие из них были увезены за границу во время эмиграции, другие пропали во время войн и революции.
- Сказать, сколько картин исчезло, невозможно, потому что Серов был большим тружеником и никогда не считал свои работы, в отличие от менее масштабных художников, которые тщательно фиксировали каждую картину.
Нина Башкирова
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015