Штрихи к портрету

Резидент Советского
Союза
В Петербурге отметили 100-летие
со дня рождения
Георгия Жженова
В театре «На Литейном» прошел вечер памяти под названием «Резидент Советского Союза», посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жженова. Он - один из тех великих актеров, кто был настоящим символом нашего кинематографа. Вместе с советской страной он пережил и победные, и страшные времена. Достойно прожил долгую славную жизнь. Рассказывать о Георгии Степановиче можно бесконечно (каждая из ста его ролей в театре и кино заслуживает отдельного разговора!), но сегодня - лишь несколько штрихов к порт­рету Жженова, о которых рассказали родственники и коллеги актера во время вечера памяти.


Легенда
о собаке
Известна легенда о том, как еще до революции в петербургский театр «Буфф» пригласили провинциальную знаменитость - актера Николая Радина. Антрепренер этого театра прославился, в частности, тем, что держал ученую собаку: она выходила на сцену только тогда, когда заканчивался спектакль. По голосам отличала, когда просто болтают на сцене, а когда идет представление. И вот выступает Радин. Публика вся в слезах от восторга, а собака преспокойно выходит на сцену - она не почувствовала наигрыша, голос показался ей естественным.
- Таким органичным актером был на сцене и Георгий Жженов, - рассказал игравший вместе с ним на сцене Театра имени Ленсовета Олег Зорин. - Если бы за кулисами находились несколько таких ученых собак, все они преспокойно ходили бы по сцене, когда играл Георгий Степанович.
Единственный спектакль с участием Георгия Жженова, снятый телевидением целиком, - «На золотом озере» - убедительное доказательство его истинного мастерства. Восьмидесятилетний артист вроде бы ничего особенного не делает, просто живет в предложенных автором обстоятельствах, а от происходящего на сцене - не оторваться.


В Ленинграде-
городе…
В Петрограде Георгий Степанович родился, в Ленинграде был арестован и сослан. После возвращения из Норильска служил в двух театрах: в Ленинградском областном драматическом (что нынче называется «На Литейном») и Театре им. Ленсовета. Затем его пригласил в Театр Моссовета знаменитый Юрий Завадский, и Жженов расстался с городом на Неве. Но в своих книгах, воспоминаниях, интервью Георгий Степанович всегда вспоминал родной дом на углу Большого проспекта и 1-й линии Василь­евского острова, где он родился, и квартиру на Кирочной, куда переехал, когда стал сниматься в кино. Жженов очень ярко рассказывал, как был увлечен футболом в нэповские годы, как гонял мяч с товарищами: они «обстукали» все набережные, сады и мостовые (тогда это разрешалось). А еще вспоминал кинотеатр «Яр», где не пропускал ни одного фильма. Тогда картины были немые, но много говорящие сердцу. К тому же в них добро всегда побеждало зло. Уже в девяностые Жженов сомневался, что выбрал бы актерскую стезю, если бы увидел в юности на экране то, что показывают сейчас.


Спасли «Шуточка»
и жена
В приказе начальника Дальстроя от 17 ноября 1944 года № 577 указывалось: «Учитывая нехватку актерских кадров в Дальстрое, моему заместителю по лагерю полковнику госбезопасности тов. Драбкину вызвать в Магадан для использования в театре актеров-специалистов з/к з/к Рытькова (Севлаг), Жженова (Теньлаг) и Нагаева (Заплаг)».
А предшествовал этому приказу, означавшему для Жженова жизнь в прямом смысле слова, приезд на прииск «Глухарь» актерской бригады. Еле живых людей за трудовые подвиги поощряли концертами. Начальник прииска разрешил, вопреки всем правилам, з/к Жженову поговорить с артистами. Один из них - Константин Александрович Никаноров - позже сам рассказал Георгию Степановичу, какое впечатление он производил: весь в струпьях, цыпках, с обветренным лицом, Жженов стал читать изящнейший рассказ Чехова, маленькую поэму о любви - «Шуточка». У Никанорова дыхание перехватило… Он оборвал Жженова, чтобы не разрыдаться, и дал себе слово, что этого парня он обязательно вытащит. И вытащил. А позже, уже из норильского театра, Жженову удалось перебраться в Ленинград благодаря жене Ирине. Она поехала на свой страх и риск в Москву, прорвалась к какому-то чину на Лубянке и бросилась ему в ноги. Через несколько месяцев Жженова реабилитировали полностью за отсутствием состава преступления.


38 квадратных метров
Георгий Жженов не поддерживал криков «Нельзя прощать!» по отношению к НКВД. Он говорил пострадавшим, что донос на него о якобы политической неблагонадежности писал не чекист, а актер, хотевший сыграть его роль, а спасали его от смерти и начальник лагеря, и врач, давшая неположенную порцию рыбьего жира. Он не хотел мстить. Его картина мира была сложнее. Поэтому с улыбкой он принял в свое время премию КГБ за роль в фильме «Ошибка резидента».
Его партнерша по этому фильму Элла Шашкова рассказала на вечере памяти актера, что главный вывод из всего случившегося он сделал один-единственный: всегда помогать людям. Его авторитет срабатывал во многих случаях, когда люди не могли достучаться до чиновничьих сердец годами.
- Десять лет назад Владимир Путин вручал Георгию Жженову награду в Кремле и сказал, что хотел бы встретиться с актером у него дома, поговорить, - вспоминала Элла Шашкова. - Жженов ответил, что, мол, тесно у него… Потом выяснилось, что народный артист СССР живет в хрущевке, в квартире площадью 38 квадратных метров. Где вы сейчас найдете такую звезду, которая настолько бы не заботилась о своих благах? Да Георгий Степанович, по правде говоря, и не звезда. Он - планета по имени Жженов! Кстати, ордер на новую квартиру в центре столицы он получил через пять дней. И хотя был уже болен, радовался по-детски, обустраивая свое первое в жизни комфортное жилье.
Людмила Андреева
Фото ТАСС

12.10.2015