Странная квартира

Ленточка от «полутора комнат»

Музей Иосифа Бродского открылся и тут же закрылся

Всего на один день распахнул двери Музей Иоси­фа Бродского. Однако для петербуржцев мемориал пока не доступен: его воскресное открытие в доме Мурузи на Литейном проспекте оказалось исключительно символическим.

К сожалению, ленточку пришлось перерезать не перед парадным входом в квартиру Бродского, а перед черным, что со двора. Легендарные «полторы комнаты» в итоге включены в мемориальный комплекс, а вот сделать памятником поэту и культуре советской эпохи всю коммунальную квартиру так и не удалось.
Фонд Иосифа Бродского пытался расселить коммуналку в доме 28 по Литейному проспекту еще в 1999 году. Тогда ученый Дмитрий Лихачев, композитор Анд­рей Петров, виолончелист Мстислав Ростропович обращались к властям Петербурга с просьбой создать музей и культурный центр в доме Мурузи. С тех пор удалось выкупить жилплощадь семьи поэта и их соседей, за одним исключением. Пришлось делить квартиру на две части.
С парадного входа теперь заходит в квартиру лишь пенсионерка, бывшая соседка семьи Бродских, наотрез отказавшаяся от переезда. По информации «Смены», добровольные инвесторы предлагали владелице сорокаметровой комнаты три отдельные квартиры большего метража со всеми удобствами по соседству, на улице Чайковского, но та и от предложения, от которого отказаться, казалось бы, невозможно, о­тказалась.  Несколько лет назад, после беседы с тогдашним куратором культурной сферы Петербурга Василием Кичеджи, соседка Бродских заявила «Смене»:  мол, хочу жить в Париже,  как «Оська», и точка! Во время беседы с ней создалось впечатление, что пенсионерка привыкла к вниманию прессы, уговорам со стороны первых лиц города и осмотрам новых мест жительства. Так что нынешнему председателю Комитета по культуре Петербурга Константину Сухенко, который намеревается вновь приступить к переговорам с соседкой «Оськи», придется разгрызать крепкий орешек.
Так или иначе, открытие квартиры-музея, пусть и символическое, состоялось. Чтобы расставить предметы обстановки, книги, картины, личные вещи по мес­там, необходимо закончить ведущийся здесь ремонт. В с­таринном густонаселенном доме гниют перекрытия и балки, протекают потолки.
- Экспозицию в таких усло­виях держать нельзя, мы утратим ценные вещи,  - сказала корреспонденту «Смены» Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой (она курирует создание Музея Бродского). - Настоящее открытие может состояться  не ранее чем через год. Да и то при условии, если Комитет по культуре с пониманием отнесется к финансированию проекта. Этого мы пока не чувствуем…
Заметим, что Нина Попова, как никто в нашем городе, умеет превратить захламленное место в одухотворяющее пространство. Именно она из руин машиносчетной станции сумела возродить  к жизни не только квартиру Ахматовой, но и дом, и Фонтанный сад. Надеемся, что с Музеем Бродского история повторится.

Людмила АНДРЕЕВА



12.10.2015