Праздник, праздник!

Ликует Измайловский сад

Тройной юбилей в Молодежном театре на Фонтанке прошел в стиле ностальжи

В июне коллективу Молодежного театра на Фонтанке предстояло решить нелегкую задачу - отметить тройной юбилей. Самому театру, расположенному в Измайловском саду, исполнилось 35 лет, его художественному руководителю Семену Спиваку - 65, причем стаж его на данном посту - ровно 25 лет. С празднованием тройного юбилея Молодежный театр справился на отлично, устроив торжественные гулянья в стиле ностальжи.

Вернуться на 35 лет назад
«А вот кому пирожки горячие!» - взывала на весь Измайловский сад продавщица в белом фартуке. Ее крик перекрывала другая: «Соки, воды!» - и наливала желающим из ныне канувших в небытие внушительных стеклянных конусов томатный, виноградный или яблочный сок.
Пришедшая на тройной юбилей Молодежного театра творческая интеллигенция города на Неве будто бы вернулась в 1980 год: атмосферу именно того времени, когда состоялся первый спектакль этого коллектива, воссоздали устроители праздника.
Известный искусствовед Евгений Соколинский отдал предпочтение яблочному соку, актрисы Эмилия Спивак и Екатерина Толубеева - мороженому, а актер Сергей Барковский - газировке с сиропом из самого настоящего автомата, что раньше стояли на каждом углу.
Актер Сергей Паршин не стал размениваться на пирожки и газировку, а взялся за выгодное дельце: ловил в бассейне банки с рыбными консервами. Впрочем, по ловкости его обошел знаменитый автор сценариев «Золотого софита» и актерских капустников Вадим Жук: едва забросив удочку, он сразу «подсек» банку с крабами. Со словами «Вот и ужин!» Жук направился к «столам раздачи». Там-то сразу стало ясно, что ужинать дома сегодня не стоит. Лучше это сделать в Измайловском саду. Перед гостями развернулась скатерть-самобранка застойных времен: колбаска «Докторская» и «Любительская», сырок «Костромской», черный хлебушек со смальцем и тонкие до прозрачности кусочки настоящей ветчины… А кто хотел, тот вспомнил и вкус советского шампанского.

Будто омолодили…
Весьма органично в этом антураже смотрелся столичный гость - секс-символ советского кино «человек-амфибия» Владимир Коренев. Он расположился среди цветущего сада, поближе к военному оркестру.
Под звуки музыки Владимир Коренев рассказал нашему корреспонденту, что приехал на юбилей поздравить Семена Спивака по вес­кой причине.
- Я повидал в жизни множество режиссеров, у меня только одних худруков в Театре им. Станиславского, где я служу уже полвека, сменилось четырнадцать штук, - рассказал Владимир Борисович. - Но только Семен Яковлевич, много лет тому назад поставивший в нашем театре один из спектаклей, остался в памяти как режиссер, способный одновременно уважать слово драматурга, понимать и слышать актеров и плюс к этому искренне любить зрителей.
«Человек-амфибия» выглядел великолепно и купался в атмосфере праздника, как Ихтиандр в волнах.
- А как же иначе? Ведь атмосфера такая омолаживающая, причем омолаживающая на целых 35 лет! - пояснил нашему корреспонденту друг Коренева актер Сергей Кошонин.
В это время оркестр замолк и стало слышно, как в зарослях у решетки сада кто-то поет а капелла. Оказалось, это репетирует свой музыкальный подарок Семену Спиваку мадридский театр «Трибуэнье», который вот уже пять лет дружит с коллективом Молодежного театра на Фонтанке.
Под испанскую здравицу актриса Ирина Соколова заметила:
- Как хорошо: легко дышится, поется, все легко и свободно, не то что на некоторых других отмечаниях. Здесь никакого официоза!
Украшением вечера стали лаконичные, но чрезвычайно изысканные и экспрессивные выступления ансамблей «Терем-квартет» и «БИС-КВИТ», кинокартина, показанная Театром дождей, видеопоздравления Семена Альтова и Юрия Стоянова, а также квартет из театра «Зазеркалье», исполнивший «Блюз для двоих в саду».

«А здесь был сад и будет сад!»
Тема сада, кстати, стала сквозной темой вечера. Ведущие - актеры Михаил Черняк и Александр Черкашин, выступая в роли садовников, рассказывали, что за «цветочки» растут в их любимом театре. Само торжество началось со слов «Пускай вокруг все бред и ад, а здесь был сад и будет сад!», а многие «поздравители» обыгрывали в своих текстах знаменитые строки «В том саду, где мы с вами встретились», «И войди в темный сад ты как тень».
Причем в этом уголке природы нашлись даже свои «райские птицы»: их сладкоголосое пение изобразили неподражаемые утонченные хулиганки Наталья Боровкова и Ирина Соколова. Слова, включенные в их трели, были на грани фола, но манеры оставались великосветскими. Так, как им, аплодировали разве что композитору Игорю Корнелюку. Он здесь свой человек, написал музыку к трем спектаклям.
Отнюдь не чужой театру оказалась и Дирекция теат­ральных касс. Она полностью «попала в тему»: преподнесла коллективу 35 кустов отборных роз для Измайловского сада.

Отлично, Семен!
Удостоенный в этот вечер не только официальных званий, но и звания «главного садовника» от руководимого им коллектива, Семен Спивак всячески увиливал от любой пафосной нотки. Под занавес он под звуки танго сделал несколько изящных па, а затем вместо ответной «оскаровской» речи, где принято с придыханием благодарить всех-всех-всех, рассказал несколько веселых случаев.
Вот, к примеру, анекдот, который придумали много лет назад в Ленинградском театральном институте для стенгазеты под названием «Не верю!» студент Сеня Спивак и его товарищи. Конечно, с таким мастерством, как рассказал его собравшимся на тройном юбилее сам Семен Яковлевич, изложить его на бумаге не удастся, но в общих чертах он звучал так:
«Однажды Константин Сергеевич Станиславский увидел, что на премьеру в Московском художественном театре пришел мальчик в очках с роговой оправой. Станиславский разволновался - он сразу понял: это Товстоногов. Весь спектакль Станиславский из-за кулис с тревогой смотрел, как мальчик воспринимает действие. А чуть только смолкли аплодисменты и закончились выходы на поклоны, Станиславский тут же подбежал к мальчику и, робея, спросил:
- Нормально, Георгий?!
- Отлично, Константин!»
К слову, Семен Спивак, несмотря на шутки, чрезвычайно гордится «Золотым софитом», врученным ему за верность традициям Георгия Александровича Товстоногова, и не раз выражал уважение к мастеру, которого считает своим учителем.
Если бы учитель мог увидеть, с какой любовью вышедший на сцену коллектив Молодежного театра (включая все цеха, дирекцию и билетерш) пел вместе с залом «Пусть цветет наш сад в доме под названием театр Спивака», не исключено, что у него бы вырвалось:
- Отлично, Семен!

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015