Закулисье

Болотная переезжает   на Фонтанку?

К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова руководство БДТ готовится весьма оригинальным образом

28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова - великого режиссера, имя которого носит Большой драматический театр. Он возглавлял БДТ 33 года, сделав его самым посещаемым, уважаемым и любимым театром не только Ленинграда, но и всего Советского Союза. Какие подарки готовит сегодняшнее руководство БДТ в честь юбилея легендарного режиссера?

«Запускает инстаграмвыставку»
О первом подарке сообщается на сайте Большого драматического. Цитируем дословно:
«В связи с этим @bdtspb запускает инстаграм-выставку #tovstonogov100, где каждый день на протяжении 100 дней будет публиковать фотографии из жизни великого режиссера».
Написано корявенько. Кто кого запускает? Что за фотографии «из жизни»?
Но давайте взглянем на эту самую «инстаграм-выставку».
Первая же подпись под фотографией Товстоногова-подростка с младшей сест­рой вызывает некоторое недоумение. В двух абзацах имя сестры упоминается часто, но то и дело по-разному: то Натэла, то Натэлла. Через раз. Зато есть «оживляж»: посетитель выставки сразу узнает самое главное «из жизни»: оказывается, когда Георгий Александрович «готовил яичницу одно яйцо разбивал на сковороду, другое непременно - на пол» (необходимая запятая пропущена автором-подписантом). Остается ждать «каждый день на протяжении 100 дней» подобных небрежных подарков…

Действующие лица
Понятно, что следить за качеством выставки назначенному несколько лет назад художественным руководителем БДТ Андрею Могучему некогда. Он передоверил это своим помощникам. Прежде всего Борису Павловичу, руководителю социально-просветительского отдела театра. По словам Павловича, он отвечает за то, чтобы экспериментальная программа Могучего была понятна и интересна горожанам. А программа, в частности, такова: «сделать шаг на территорию нестабильного и неопределенного», проводя акции и ловя «дыхание улицы». Большое значение придается «формату встреч».
Ну с «форматом встреч» все уже понятно. После новаторских спектаклей нынешнего БДТ зрителей приглашают принять участие в беседе с такими, например, одиозными людьми, как «художник» Петр Павленский, скандально известный прибиванием причиндалов к брусчатке Красной площади, или журналист Антон Красовский, бывший руководитель избирательной кампании Михаила Прохорова, публично признавшийся в своей гомосексуальности.
Представить себе, что при Товстоногове эдакие шалуны вообще могли бы переступить порог театра, наверное, невозможно. Но Павлович - человек молодой, к тому же последние семь лет работал в Кирове, так что вполне возможно, он действительно уловил дыхание улицы. Просто не той улицы.
Однако назначение пиар-директором БДТ юного корреспондента оппозиционного телеканала «Дождь» Анатолия Бузинского, прославившегося своим учас­тием во многих протестных акциях 2011 - 2012 годов на Болотной площади, показывает, что именно «эту улицу», а точнее, «эту площадь» хотят запихать в театр. Теперь Бузинский «запускает» «инстаграм-выставку» и готовит много «подарков» Товстоногову…

Все идет по плану?
То, что хорошие и популярные спектакли БДТ сегодня сняты с репертуара или стоят в афише один раз в квартал, - не самое страшное. То, что отреставрированный зрительный зал забивают досками в поисках оригинального решения постановки, - тоже. Даже Павленский и иже с ним не так страшны. Страшнее всего, когда экспериментаторы берутся за детей.
Борис Павлович рассказал одному изданию, какие же они дикие и сколько с ними предстоит работать. Предоставим слово правой руке Андрея Могучего:
«Мы недавно встречались с 16 - 17-летними учащимися одного лицея. Они рассказали, как на днях пришли на постановку пьесы Шекспира, рассчитывая на встречу с эпохой, на красивые исторические костюмы, а увидели джинсы, тяжелые ботинки, какие-то видеопроекции, черта в ступе - как же так? Даже у таких молодых людей в голове есть программа, четкое представление о том, что такое театр. Доходит до того, что некоторые школьники у меня спрашивают: «А где же суфлерская будка?»
Ради спасения юных консерваторов Павловичем придумана целая программа. Школьников предлагается отвести «на территорию нестабильного и неопределенного», попутно затеяв и обучение учителей, чтобы процесс ломания всего и вся был помасштабнее, а смех над традиционным театром - позвучнее.
«Первые модули прошли этой весной 100 учителей», - заявляет Павлович с гордостью. В общем, сегодня в БДТ заботливо и планомерно взращивают будущих зрителей своих уже не спектаклей - перформансов.
Борис Павлович ссылается при этом на Зиновия Корогодского, у которого «при театре действовала агентурная сеть детей» (так он называет известное «делегатское собрание» ТЮЗа). Как может просветитель произносить подобные слова о детях - «агентурная сеть»? Или Павлович попросту проговорился?

Ржавчина
Эпоху Товстоногова в истории Большого драматического называют «золотой». С каким металлом можно сравнить нынешние времена? Скорее всего, со ржавым железом. Именно ржавым, потому что пространство театра намеренно «заболачивается». Это сопровождается словами о новациях, модулях и дыхании времени, а также трескучими акциями с участием «болотных» героев.
А до тех пор, пока этого не случилось и Болотная площадь не переехала окончательно на берега Фонтанки, есть время ответить на животрепещущие вопросы. БДТ - это все еще государственный театр или уже чья-то частная лавка? Должно ли государство принимать хоть какое-то участие в его жизни и противодействовать появлению в прославленных стенах господ наподобие Павленского и Красовского? Можно ли здесь играть Шекспира в классических костюмах или для увлекшихся экспериментаторов это теперь - криминал?
Посмеем предположить, что осушение «болота» и возврат к традициям были бы самыми замечательными подарками к столетию со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова. Уж точно лучшими, чем странная «инстаграм-выставка».

Виктор ИВАНЦОВ

 

Кстати

Светлана Крючкова раскритиковала реформу БДТ

Народная артистка России Светлана Крючкова, общаясь с журналистами на недавней пресс-конференции, отметила, что нынешнее состояние БДТ вызывает у нее оторопь.

- МНЕ грустно оттого, что зрителя, который раньше ходил в БДТ, потихоньку отвадили. Андрей Анатольевич Могучий, выступая на канале «Культура», четко сказал, что у него запланирована полная перезагрузка зрительского контингента. Я увидела этот контингент на спектакле, и мне стало плохо. Один из зрителей сидел в бейсболке. На реплики типа «Я заблеванный директор», «У вас изо рта кал вместо слов» или когда демонстрируют средний палец - в зале хохот. Это публика «Комеди-клаб» и «Дома-2». Это не публика филармонии, это не товстоноговская публика. Это люди, которые сидят по социальным сетям и демонстрируют в них каждый свой шаг. Меня это не радует, - сказала Светлана Крючкова.

12.10.2015