Шок

В БДТ назвали Майдан праздником
Прославленный театр продолжает готовиться
к 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова
все оригинальнее и оригинальнее
6 июля «Смена» опубликовала статью «Болотная переезжает на Фонтанку?», в которой рассказывалось, какие «подарки» готовит сегодняшнее руководство Большого драматического театра по случаю 100-летия со дня рождения легендарного режиссера Георгия Александровича Товстоногова. Оказалось, то были цветочки…


С наволочкой
на голове
В той публикации мы рассказали о первом «подарке» - так называемой «инстаграм-выставке» о Товстоногове, в подписях под «экспонатами» этой выставки мы обнаружили элементарные орфографические ошибки. Вероятно, чтобы не давать пищи разнузданным зубоскалам, владеющим правописанием, выставка фотографий Товстоногова теперь далеко не общедоступна: увидеть ее могут лишь подписчики Инстаграма. Вместо всенародного праздника - интернет-междусобойчик?
Исчезло, к сожалению, с главной страницы сайта БДТ и объявление о данной выставке. Теперь на этом месте - анонс… концерта Олега Каравайчука. 87-летний фрик, известный выступлениями с наволочкой на голове, а также игрой на рояле лежа, с нетерпением ожидается руководством БДТ. Напомним, что полвека назад Каравайчук писал хорошую музыку для фильмов, но о том, что он таки гений, россияне узнали только в ельцинскую эпоху из передач Би-би-си.
Одно хорошо на сайте БДТ: если поискать как следует, можно найти ссылки на стенограммы диспутов, которые проходят в стенах театра с участием зрителей после спектаклей «Что делать». И вот с этими стенограммами действительно надо что-то делать - либо Министерству культуры, либо даже правоохранительным органам.


«Вся эта наша бодяга»
Итак, откроем одну из стенограмм. Читаем и не верим глазам!
«Россия разжигает вражду между народами, организует террористические группы и развязывает войны на соседних территориях».
Это речь «художника» Петра Павленского на диспуте в БДТ. Тут же на вопрос из зала, зачем он жег покрышки у Спаса на Крови, Павленский отвечает: «Тогда мы призывали людей встать на праздник Майдана и защиту своей свободы».
Модератор беседы, журна­лист-«гей» Антон Красовский, призывает публику вновь и вновь обращаться к Павленскому с вопросами. Увы, «художник» Петр интереса особого так и не вызвал. Расстроился даже художественный руководитель БДТ Андрей Могучий и призвал Красовского: «Ты модерируй, модерируй!»
Заметим, что в новой компании, привлеченной Могучим для модернизации старинного многоярусного театра, все на ты, все зовут друг друга по именам - Петя, Антоша, Толя, Боря, модерирование беседы им кажется тонким и ненавязчивым, а настроение этой командочки в ходе «диспута» улучшается на глазах. Однако поиски новых смыслов и новых героев вызывают в лучшем случае ощущение полного бреда.
Вот в зале встает пожилая женщина, ученица Михаила Бахтина и знакомая Георгия Товстоногова, и, возвращая присутствующих к теме дискуссии - спектаклю, - сообщает, что она от данной постановки смертельно устала. По ее мнению, к Николаю Чернышевскому спектакль не имеет никакого отношения, в нем нет ни тени благородства, а ставили его люди малограмотные.
Петербурженку быстро «смодерировали» - она покинула зал. Покидали за ней зал и другие. Ну не слушать же, право слово, некоего Ломова, поведавшего, что «год назад Путин переписал Конституцию в стиле расстрельной конституции Сталина»! И не внимать же мнению «эрудита», который гордится тем, что Бахтина и Товстоногова не знал, поэтому «спектакль - супер»!
В связи с тем, что зал пустел, а ораторы стали заговариваться, Красовский объявил: «Давайте заканчивать всю эту нашу бодягу».

Давайте тоже смодерируем!
Следующую «бодягу» украсила собой депутат
ЗакСа Марина Шишкина. Она пролила елей на душу создателей спектакля «Что делать».
«Я, когда начала спектакль смотреть, мне показалось, что я смотрю телеканал «Дождь», - сообщила аудитории Шишкина, возглавлявшая, кстати, ранее, до депутатства, факультет журналистики СПбГУ. - Я роман-то уже лет так сорок не читала и думаю: ну вообще... И такое для меня родное, приятное все стало».
И уж совсем посветлело лицо Антона Красовского, когда народная избранница заявила, что у России «имперская отрыжка».
- И до тех пор, пока Россия не преодолеет в себе имперское сознание, не покается за  содеянное…
Тут ее прервали выкриками из зала: «За что каяться?», «О чем вы говорите?».
Марина Анатольевна так и не ответила ничего конкретного.
А фраза-то крамольная, наверное, была произнесена для затравки, для разжигания дискуссии. Ну, правила игры такие. Не обзовешь Россию - вдруг в следующий раз не позовут? Модерируем, понимаешь!
Откровенно говоря, не пришла ли пора ответственным за театральное дело товарищам тоже заняться модерированием некоторых явлений в Большом драматическом театре? Почему в нем верховодят Пети, Бори, Толи и Антоши - глашатаи «Дождя» и «Эха Москвы»? Какое отношение эти люди, сделавшие протест своей профессией и средством заработка, имеют к художественному театру, к тому же одному из лучших театров всей России? Они ушли с Болотной, чтобы мутить воду в Фонтанке? Маленький такой домком, от которого может развалиться весь Калабуховский дом.

Виктор ИВАНЦОВ

 

Прямая речь

Николай БУРОВ,
председатель Общественного совета Санкт-Петербурга, народный артист СССР:

«Невообразимо, что подобное организуется за государственные деньги!»

- На мой взгляд, в театре может происходить многое. Но есть то, что возможно только на улице или у себя дома, на кухне, а никак не в государственном театре. Сценическая площадка не должна превращаться в площадку для митингов и протестов. В конце концов, невообразимо, что подобное организуется за государственные же деньги!
Мне искренне жаль БДТ, где нынче почетным гостем дискуссии становится Павленский. Говорят, он художник. Не могу судить. Ни одной его интересной работы не видел. Скандальное имя у него есть. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы поучать публику. Мне кажется, появление таких людей в государственных театрах - совершенно излишняя «роскошь» для Петербурга.

Сергей ПАРШИН,
председатель Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России, народный артист России:

«Сцена - не место для политического протеста»
- Актер и режиссер должны заниматься своим делом. Если их затягивает политическая стезя, лучше уйти с подмостков.
Когда на сцене актер начинает разрываться между искусством и политикой, это не вносит гармонию ни в жизнь театра, ни в жизнь города, ни в жизнь страны. Театр страдает от такого разрыва между профессионализмом и претензиями на политическую деятельность очень сильно.
Благородная профессия актера в итоге сводится к профессии зазывалы на ярмарке. Люди, которые считают себя протестующими, расхолаживают весь коллектив и мешают вдумчивой, серьезной работе над пьесой. Такое настроение очень быстро улавливается зрителями и отвращает их от подобных коллективов. Именно поэтому я категорически против протестных политических акций в театре. Особенно - в государственном театре.

Записала
Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015