В гостях у «Смены»

Вадим ЖУК: «Удивить - легко, а вот струны души задеть - тут мастерство нужно…»

Популярный автор капустников считает выверты на сцене признаком слабой профессиональной подготовки

Вадим Жук покорил наш город в годы перестройки. Для многих созданный театроведом и поэтом Жуком театр сатиры «Четвертая стена» стал чуть ли не единственным местом, где можно было сменить недоумение и гнев по поводу происходящего вокруг на очищающий и оживляющий смех. Замечательные актеры Александр Романцов, Борис Смолкин, Сергей Лосев, Игорь Окрепилов и Ирина Пярсон исполняли популярные песни и куплеты в осовремененной интерпретации Жука с неизменным успехом. Сегодня он известен, в частности, как сценарист высшей петербургской театральной премии «Золотой  софит». Его ждут на любом торжестве: всегда парадоксальный, неожиданный, он умеет превратить любую тягомотину в праздник. Однако в беседе с корреспондентом «Смены» Жук предстал исключительно серьезным человеком.

«Четвертая стена»
-  Вадим Семенович, знаете, как сегодня называет театр «Четвертая стена» Борис Смолкин? Многолетней школой и отдушиной. Многолетней! То есть эпохой перестройки все не ограничилось?
- Впервые мы, артисты разных театров, собрались где-то в 1977 году в Доме актера на Невском. Название наша группа получила только в 1987-м, когда мы пытались обрести официальный статус при Театральном музее. А расформировались мы в начале 2000-х годов. Ушли из жизни Игорь Окрепилов, Александр Романцов. Дико горько! Да и сквозь нахлынувшую лаву безвкусицы стало трудно пробиваться.
- Любопытно, что вы еще до путча 1991 года позволяли себе такие вот куплеты:
От Курил до Ленинграда
Подняли на хмель цену -
Это от партаппарата
«Поздравленье» Ельцину!
Больше не хотим читать.
Зря стоял я в гастрономе -
Не хватило курочек.
Я зато нашел сегодня
Вот такой окурочек!
- Да потому что видно было, к чему идет. По-прежнему жить нельзя, а обещаемое новое не убеждало.
- Помнится, вы предупреждали, что не стоит спешить высмеивать лампочку Ильича: «Веселитесь? Насидитесь при лучине Горбача!»
- Вот и насиделись! Меня еще Ира Пярсон называла Черным пророком. Ну а если серьезно, я не вижу перспектив сделать Россию демократической, по крайней мере, в ближайшие сто лет. Но может быть, и не надо ее таковой делать! Надо жить самому, чувствовать своей душой. Не всякий институт подходит России.

Шарики за ролики?
- Вы считали сатирические выступления наиболее подходящими в тот период и говорили: «Вот кончим перестройку - и вернемся к театру». Вернулись ли?
- Ох, вернулись. С лихвой! Театральная жизнь сегодня - это борьба за хорошую жизнь для себя, любимого, желание много заработать. Я поклонник русского психологического театра, воспитан на постановках Товстоногова и Эфроса. Основа нормальной сцены - художественная правда. Не просто правда, когда улицу выносят на сцену, а именно художественная. А сегодня ради успеха стремятся удивить, перевернуть все с ног на голову. Ладно еще, если это молодежь. А вот когда шибко немолодой Фокин в «Женитьбе» Гоголя ставит персонажей на ролики, тут я, как Буратино, говорю: «Хоть ты дерись, а это ерунда!»
- Ну, может, художник так видит?
- Гоголь в «Женитьбе» такие бездны человеческие открывает, такую глубину обнажает, а я должен смотреть, как полународные артисты овладели катанием на роликах? Если ты художник, тогда меня не удивляй. Удивить - легко, а вот растрогать, струны души задеть - тут мастерство нужно, владение профессией.

Под пятой светского слабоумия
- Вадим Семенович, известно, что вы называете гламур светским слабоумием. Что вы вкладываете в это понятие?
- Это термин из психиатрии. Помните князя Василия из «Войны и мира»? Такие люди абсолютно пусты. Они плавают в одном сантиметре от поверхности. Они улыбаются, они не противные. Кажется, что бояться их нечего. На самом деле они опасны, потому что, являясь зачастую людьми богатыми, диктуют свои дикие вкусы. Все подлинное для них - мрак и пустота. Главное - успех, успех, успех! Нацеленность на то, что нравится, а не на то, что ценно по-настоящему. Когда эти князья Василии получают в управление телепрограммы и театры, начинается разврат.
- Действительно, те, кто хотя бы знает законы присутствия на сцене, на телеэкранах отсутствуют.
- Абсолютно попсовый репертуар и на эстраде. Гламурные мальчики и девочки, явно обучавшиеся не мас­терству актера, а чему-то другому, показывают дешевку. В то же время глубокого, талантливого актера никто не знает.
- А у нас они остались?
- О! Множество! Нам их не показывают.
- Ну, хотя бы КВН можно назвать нормальной юмористической передачей?
- Раньше в КВН работали талантливые люди, настоящие импровизаторы. Потом все шутки стали писать авторы, а не сами кавээнщики. Меня, кстати, привлекали к этой работе. Я не смог сделать из этого статью дохода: не чувствую этот уровень. Ну что тут веселого: один прочитал чужую заготовленную фразу, другой ответил такой же. Где импровизация, где жизнь?
- Почему же публику радует все это «светское слабоумие»?
- Во-первых, еще не факт, что много таких людей, которые этим довольны. Народ запутался. Происходит одновременное отрицание капиталистических ценностей и страстное желание их иметь. Это результат разврата, который мы ласково именуем гламуром.
- А что спасет нас от этого раздрая?
- Единственный способ стать счастливым - освоить свою любимую профессию до совершенства. Не важно, кто ты - монтер, токарь, актер, но если ты мастер - ты счастлив. Пустым ярким фантиком тебя не заморочишь.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015