Идеалы прошлого

Спортсменка, комсомолка, но далеко не красавица

В Музее городской скульптуры представлены памятники советским женщинам

Выдающийся ленинградский скульптор Михаил Аникушин говорил, что монументальная скульптура - очень ответственное дело, ведь именно по ней будущие поколения будут судить об идеалах прошлого.  Каков был женский идеал строителей коммунизма? Кого из прекрасной половины человечества увековечили в бронзе и камне в период 1918 - 1989 годов? На эти вопросы посетители выставки «Женщины в Стране Советов», открывшейся в Музее городской скульптуры, найдут наглядные ответы.

От ужаса - к очарованию

Первый установленный советской властью памятник женщине «украшал» стены Московского вокзала недолго. Голова Софьи Перовской, изваянная итальянским футуристом Орландо Гризелли, представляла собой голову  горгоны Медузы с множеством змей на голове вместо волос. Лицо отличало зверское выражение, а шея была такой толщины, что впору была бы Гераклу. На открытии этого памятника ветераны-народовольцы не то что не смогли узнать знакомое им лицо революционерки, а отказывались понимать, мужчина это или женщина.Именно они, уважаемые в те дни политкаторжане, настояли на снятии чудовищного памятника.В дальнейшем Петроград - Ленинград справлялся с монументальной скульптурой собственными, отечественными силами, что положительно сказалось на женских образах. Да, советские работницы и героини оставались суровыми, но год от года их облик в бронзе и камне становился все женственнее и женственнее.Вот фигура под названием «Тыл», установленная в 1958 году в Московском парке Победы: женщина держит в руках артиллерийский снаряд, изготовленный ею на заводе. Это, пожалуй, последний из памятников, отображающих женщину могучую, даже мужественную...Установленный в том же парке два десятилетия спустя бюст балерины Галины Сергеевны Улановой - своеобразный антипод «Тылу». Мадонна, «чистейшей прелести чистейший образец», богиня! Огромный путь проделало общество после войны в переоценке роли женщины.

Родина-мать

История создания самого знаменитого памятника - Родины-матери на Пис­каревском мемориальном кладбище - тоже показывает, как менялось отношение к главным качествам женщины. Когда через два года после Великой Отечественной Вера Исаева начала работу над этой скульптурой, образ у нее вышел очень грозный. Был даже вариант, где фигура облачена в плащ-палатку, а в руках у нее автомат. Однако от эскиза к эскизу образ Родины-матери становился все более женственным, лицо - все более красивым. И когда в 1960-м памятник был торжественно открыт, все увидели его таким, каким мы видим его и сегодня, - это самый величественный женский облик в монументальной скульптуре города на Неве.

Кто видел девушку с веслом?

Среди монументов революционеркам, писательницам и поэтессам, колхозницам и стахановкам, физкультурницам и балеринам в Новом выставочном зале в Чернорецком переулке так и не удалось найти знаменитую скульптуру «Девушка с веслом». Некогда она украшала собой ландшафт ЦПКиО, а ее многочисленные копии стояли чуть ли не в каждом ленинградском саду. Тиражирование образа молодой, спортивной, сильной девушки явно свидетельствует о том, что именно такой хотели видеть молодежь партия и советское правительство.На вопрос корреспондента «Смены», почему одно из ярчайших проявлений той эпохи не представлено на выставке, ответила начальник экскурсионно-массового отдела Музея городской скульптуры Анна Иощенко:- Скульптура в ЦПКиО не сохранилась. Нам также неизвестно, осталась ли где-нибудь хотя бы одна копия.

Последняя - Ахматова

Последний памятник, условно говоря, советского периода был установлен на улице Восстания. Скульптуру Анны Ахматовой работы Вадима Трояновского приобрела частная компания и передала в дар гимназии № 209. Все, что появилось в Петербурге потом, - это уже другая история. Жаль, что никак не припомнить женский образ из числа современных изваяний. Пока остается любоваться только прошлым.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015