Памятник-видение

Пиррова победа нобелевского лауреата

Смольный отменил конкурс проектов барельефа на доме Бродского.

Вместо него установят памятник поэту. Но когда? После публикации «Смены» о необходимости выяснить мнение петербуржцев о том, кому из деятелей культуры и искусства нужно установить памятники в Петербурге, на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре начался соответствующий опрос. Пока в лидерах - Иосиф Бродский и Петр Чайковский.

На воскресенье проголосовали почти четыре тысячи петербуржцев. Округляя, десять процентов из них отдали предпочтение Бродскому, пять процентов - Чайковскому. Следом идут Александр Куприн, Сергей Довлатов, Кирилл Лавров, Лев Толстой, Андрей Воронихин, Дмитрий Шостакович, Михаил Салтыков-Щедрин, Виктор Цой… Отрадно, что достаточно много голосов отдано Анне Ивановне Зеленовой, которая не числилась ни в каких предварительных списках персон, достойных увековечения. Петербуржцы считают, что в Павловске обязательно должен стоять памятник Зеленовой - человеку, отдавшему всю свою жизнь восстановлению после Великой Отечественной войны Павловского дворцово-паркового ансамбля. Один только этот факт доказывает, что народное голосование объективно необходимо. В тиши чиновничьего кабинета можно что-то и запамятовать, а люди-то, оказывается, не забывают…
Любопытно, что не все участники опроса поняли, кому он посвящен, поэтому выдвигали кандидатуры не только из числа деятелей культуры и искусства - предлагали установить памятники и политическим деятелям. Петербуржцы голосуют за Владимира Путина, Сергея Витте, Иосифа Сталина и Петра Столыпина. Возможно, подобная «ошибка» наведет КГА на размышления о новом народном голосовании, уже по другому поводу?
Настоящая ошибка, к сожалению, тоже произошла. Поняв, что из лидеров опроса Иосиф Бродский никак уже не исчезнет и, значит, ему будет поставлен памятник, Смольный отменил конкурс на проект барельефа на стене дома Мурузи, где жила семья Бродских, сочтя, видимо, что памятника «на земле» вполне достаточно, а барельеф  будет излишеством.
Директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова обеспокоена, что в результате Бродский вообще не будет увековечен. В беседе с корреспондентом «Смены» она напомнила, что вопрос о памятнике рядом с домом Мурузи обсуждался в течение последних двенадцати лет. Против установки его на Преображенской площади возражала церковь - там стоит собор. Пришли к компромиссному решению: установить барельеф. Объявили конкурс. Уже в сентябре он должен был состояться, и лучшее из лучших изображение украсило бы дом Мурузи.
- Его установка была согласована во всех инстанциях, - говорит Нина Попова. - А что это будет за новая чиновничья песня о памятнике и месте его установки, мы скоро услышим. Как бы она не стала бесконечной…

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015