Дубль два

Суета вокруг манежа

Ресторатор Вадим Гаглоев снова пытается прибрать к рукам Цирк на Фонтанке

В здании Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке продолжается ремонт. Уже второй год. К декабрю планируется с ремонтом покончить и открыть новый цирковой сезон. Но кто, что и в какой атмосфере будет открывать - большой вопрос. Нынче циркачи демонстрируют свои номера… на бумаге, полностью погрузившись в атмосферу не шоу, а скандала. А начался скандал с того, что Министерство культуры, в ведении которого находится Большой Санкт-Петербургский, заявило о намерении передать его в ведение федерального казенного предприятия «Росгосцирк». Против чего буквально протестует значительная часть трудового коллектива старейшего цирка страны. По мнению коллектива, тотальный художественный и финансовый контроль со стороны вышеупомянутой структуры разрушит его традиции.

Обходной маневр
Вообще-то, суета в старинном цирке Чинизелли, как исторически назывался Большой Санкт-Петербург­ский, началась несколько лет назад. Тогда его намеревался возглавить известный ресторатор Вадим Гаглоев. Уже был снят прежний директор Григорий Гапонов, удержавший коллектив на плаву в девяностые и вернувший его на мировой уровень в двух­тысячные (его обвинили в том, что он принял в подарок бутылку коньяка), уже все было готово для Гаглоева, но что-то не сложилось. С тех пор в Цирке на Фонтанке сменились три временно исполняющих обязанности директора, а Гаглоев возглавил ФКП «Росгосцирк». Этим ­летом он вернулся к осуществлению ранее задуманного…
Поясним, что в возглавляемом ресторатором ФКП - более 40 цирков России. За исключением нескольких, все - убыточные. Бизнес у «Росгосцирка», вероятно, не шибко клеится. Наш же, петербургский цирк ежегодно приносит миллионные прибыли. Единственная дотация, взятая из народной казны, - деньги на реконструкцию старинного здания на Фонтанке. Вот это рентабельное заведение и собираются присоединить к сорока и размазать петербургскую прибыль по всем, так сказать, бутербродам. Ведь Гаглоев обязался сделать «Росгосцирк» самоокупаемым целиком. А добиваться этого путем развития провинциальных цирков и создания программ, привлекательных для отечественного и зарубежного зрителя, - путь долгий и утомительный, к тому же требующий профессионализма и творческого мышления.
А вот если включить в систему Цирк на Фонтанке, то, как заявил в телеэфире сам Гаглоев, «его плюсовая экономика должна покрывать отрицательную экономику цирков малых городов, тогда нам удастся выйти на программу самоокупаемости».

А как же Полунин?
Очередным временно исполняющим обязанности директора Цирка на Фонтанке, призванным осуществить задуманное Гаглоевым, назначен Михаил Смородкин. До тех пор, пока в 2013 году он не получил должность директора сочинского цирка, эту фамилию в цирковом мире никто не слышал. Известно только, что Смородкин петербуржец, поэтому основание для нынешнего назначения как бы имеется.
Михаил Андреевич заверяет, что мнение художественного руководителя коллектива Вячеслава Полунина при осуществлении новаций будет учитываться непременно и всемерно. Однако, каково оно, пока непонятно: мэтр клоунады пребывает на гастролях. Как, собственно, почти всегда. По возвращении ему обещано Вадимом Гаглоевым прекрасное будущее: «У Полунина будет не просто маленькая труппа, а вся производственная база «Росгосцирка».
Еще обещано, что Цирк на Фонтанке станет номером один в мире. И еще: выступать в нем будет столь же престижно, как выступать балерине в Большом театре.
Неплохие перспективы! Но, во-первых, не стоит забывать, что славный коллектив из Петербурга и сегодня из мировой десятки не выкинешь. А во-вторых, почему учреждения из провинций, уже пользующиеся всеми благами ФКП «Росгосцирк», до сих пор не стали хотя бы сотыми номерами в мире?

Петербургский - Петербургу!
Отличительной особенностью Цирка на Фонтанке является то, что он сохранил вековые традиции. В основе его программы - не яркое, ошеломляющее шоу, а трюк, ювелирное мастерство артиста на манеже. При передаче этих артистов, восхищающих не только петербуржцев, но и зрителей всего мира, в ведение «Росгосцирка», согласно юридической формуле, их сначала уволят. Всех до одного. А потом, по заверению Гаглоева, примут обратно тех сотрудников, «которые болеют за свое дело». Вот это настоящий кадровый трюк!
Подобная ситуация не могла не встревожить коллектив Цирка на Фонтанке. На профсоюзном собрании подавляющим большинством голосов (только двое воздержавшихся, против - ни одного!) они приняли решение обратиться к президенту России. Многие из подписавших письмо хорошо помнят, как Владимир Путин неоднократно посещал цирк вместе с дочерьми-школьницами, и надеются, что он этого тоже не забыл. Коллектив просит передать петербургский цирк Петербургу.
«Городские власти уже предоставили в безвозмездное пользование здание цирковой гостиницы - 1,5 гектара земли в Старо-Панове, увеличили энергопотребление, предоставили в безвозмездную аренду участок земли под шапито в Невском районе, - говорится в обращении циркачей. - Трудовой коллектив цирка, а это почти 200 человек, видит в этом поддержку города, его заинтересованность и в дальнейшем развитии Большого Санкт-Петербургского цирка. Помогите нам и дальше радовать своего петербургского зрителя!»

Консерватория. Цирк. Что дальше?
В предыдущем номере «Смена» написала еще об одном противоречивом решении Министерства культуры - снятии с должности ректора Петербургской консерватории Михаила Гантварга. Скоропалительное увольнение уже взбудоражило коллектив. Теперь вот начался трюковой номер с цирком, который то же самое министерство заставляет переживать за свое существование.
Казалось бы, ничего общего. Просто два старинных здания в центре северной столицы, памятники архитектуры мирового значения, оба находятся в стадии завершения реконструкции. Вскоре они распахнут свои двери и откроют роскошные интерьеры. Возможно, этим новым объектам недвижимости, сильно поднявшимся в цене, и начальство нужно новое? Только при чем здесь культура и сохранение культурных традиций России?

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015