Шок

БДТ на защите «политзаключенных»

Спектакль-экскурсия «Remote: Петербург» превращает кощунственное в приемлемое

Петербуржцы в подавляющем большинстве своем консервативны. Отчасти поэтому в нашем городе так и не стали востребованы такие явления из области авангардной культуры, как перформансы, инсталляции и хеппенинги. Не знаете, что это такое? Может, оно и к лучшему - значит, вы нормальный человек. Правда, в БДТ к вам отнесутся с подозрением. В этом театре, как знают читатели «Смены», разнообразные культурно-политические извращения очень даже популярны. Сегодня мы расскажем об одном таком извращении - спектак­ле-экскурсии «Remote: Петербург». Англоязычное название можно перевести как «Отстраненный Петербург» или как «Взгляд на город со стороны».

Что сказал покойник?
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры - тишина, нарушаемая лишь шелестом листьев вековых деревьев и плеском уток в пруду. Безмолвие вдруг нарушает благовест из храма, сзывающий на вечернюю службу. И тут, перекрывая колокольный звон криком: «Сюда, скорей сюда!», по погосту один за другим начинают бегать люди в больших черных наушниках. Они буквально пролетают мимо могил Льва Гумилева, Федора Углова и Вячеслава Платонова. Это - зрители, они же актеры, безумного проекта БДТ «Remote: Петербург».
Все пятьдесят человек (а спектакль-экскурсия рассчитан именно на такое число участников) в итоге собираются у кладбищенского пруда. Голос робота в наушниках дает указания, а они обязаны им следовать. Сначала «голос» велит выбрать надгробие «по душе», изучить даты жизни человека, посчитать, старше он участника или младше, представить, как покойный выглядит сейчас, в земле. Желательно во всех подробностях. То есть что осталось от тела.
После этого путешествия в загробный мир в самый раз было бы посетить церковную службу. Но маршрут, увы, лежал мимо храма. Впрочем, в церкви участники «забавной» экскурсии все же побывали минут через сорок пять, только не в православной, а в лютеранской, и даже прослушали там мессу. Такое предпочтение, возможно, объясняется тем, что право проводить данный спектакль-экскурсию БДТ приобрел сроком на пять лет у немецкой фирмы - разработчика концепции Remote, которой кирха явно ближе, чем православный собор.

Свобода задом наперед
Но вернемся на маршрут. Дальше путь лежал к станции метро «Площадь Александра Невского». Всю дорогу робот активно раскрепощал напряженных от стояния у надгробий туристов. Голос объяснял, что все они - «стая», а в стае можно делать то, на что не решишься в одиночку. То, что почти весь гурт (какая там стая!) поддался невидимому руководителю, стало ясно на эскалаторе. Голос приказал исполнять по команде… балетные па! Лишь три женщины лет пятидесяти не подчинились. Они сняли наушники и отказались от дальнейших приключений, сославшись на головокружение. Остальные делали что велено: прямо на эскалаторе приседали, махали руками, в общем, изображали городских сумасшедших.
Потом, выйдя из подземки на Невский проспект, весь гурт ходил по приказу задом наперед. Робот, голос которого сменился с женского на мужской, ненавязчиво намекал, что городская действительность - полный бред, а вот смелые экскурсанты, напротив, прямо сейчас превращаются в свободные личности с креативным взглядом на мир. Прошел задом наперед, толкая и пугая прохожих, - и ты «креакл»! И не жаль за такую метаморфозу заплатить тысячу рублей (столько стоит полуторачасовое путешествие)!

«Мы трансформируем изысканно»
К самому «боевому» участку прогулки подходят только те, кто и вправду уже сбился в стаю. «Слабаки» сходят с дистанции во время бега наперегонки вокруг Гостиного Двора, который напоминает события в фильме «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Молодежь, проходящая Апраксиным рынком и вздымающая руки под крик в наушниках «Свободу политическим заключенным!», уже ни в чем не сомневается и ловит кайф от вида продавцов, спешащих укрыться под прилавком. Конечно, это еще не факельное шествие, но ведь факелы - дело наживное…
«Мы по большому счету избегаем позиции протеста, - объясняли в одном из интервью авторы проекта. - Мы не идем в церковь, чтобы танцевать на амвоне. Мы трансформируем пространство, но делаем это едва заметно - изысканно».
Действительно, люди, оказывающиеся в финале спектакля-экскурсии «Remote: Петербург» высоко над землей, на лесах Большого драматического театра, не могут понять, каким образом они вдруг ощутили себя сверхчеловеками, властелинами этого города. И как люди внизу стали казаться им мелкими фигурками, механическими болванчиками, недостойными свободы.

Окно Овертона
Существует технология, способная разрушить изнутри любую культуру, а следовательно, и любую страну (ведь народ без своей культуры беззащитен). Американский социолог Джозеф Овертон, чье имя эта технология и получила, описал, как надо менять отношение людей к самым принципиальным в их жизни вопросам. Не в лоб, а незаметно и изысканно. Сначала кощунственное превращается в иногда допустимое, затем иногда допустимое - во вполне приемлемое, а там уже и до общепринятого недалеко…
Беготня по могилам великих людей под видом спектакля, флешмоб с поднятием ног на эскалаторе под видом культурного новшества, митинг в защиту «политзаключенных» под видом высокого искусства - это и есть так называемое окно Овертона. Ненавязчивое изменение сознания. Оппозиционеры, засевшие на руководящих постах в нынешнем БДТ, - неглупые люди. Они не печатают на программках портреты Навального, они не вывешивают вместо афиш призывы к революции. Они действуют тоньше.
Вопросов, как и прежде, два. Почему в государственном театре такое стало возможным? Почему налогоплательщики должны оплачивать из собственного кармана митинги в защиту «политзаключенных», которые «организует» Могучий и его компания?

Виктор ИВАНЦОВ

12.10.2015