Память

Рыцарь Большого драматического

Народному артисту СССР Кириллу Лаврову 15 сентября исполнилось бы 90 лет

Кирилла Юрьевича Лаврова с полным правом можно назвать героем своего времени. Вся страна восхищалась его Синцовым в «Живых и мертвых» и Башкирцевым в «Укрощении огня». А образы, созданные Лавровым в Большом драматическом театре, стоят у зрителей перед глазами до сих пор: и Молчалин в «Горе от ума», и Нил в «Мещанах», и Городничий в «Ревизоре». В этом театре Кирилл Юрьевич прослужил более пятидесяти лет и создал еще один достойнейший образ, даже, скорее, образец: каким должен быть руководитель БДТ. Эту роль он не играл, он ее проживал в течение восемнадцати лет, рыцарски подчинившись воле коллектива ради его спасения. Не зря, совсем не зря документальный фильм о народном артисте СССР, носящем звание почетного петербуржца, назвали в свое время «Рыцарь петербургского образа»! Это подтверждают и собеседники «Смены».

«Личность огромного масштаба»
Владимир БОРТКО, депутат Государственной думы России, народный артист России, кинорежиссер:
- Я говорил тогда, в скорбный день прощания с Кириллом Юрьевичем Лавровым, и повторю сегодня: его уход - невосполнимая утрата для России. Прежде всего потому, что он был личностью огромного масштаба. Знаете, когда умирает человек, любой, с ним умирает целый мир, в котором он жил. А когда смерть забирает у нас такого человека, который множество раз показывал нам других людей, который глубоко проникал и гениально воплощал на экране и сцене их миры, то она забирает много миров сразу. В России очень мало таких личностей и таких актеров, как Кирилл Лавров.
Последняя его большая киноработа была в моем фильме «Мастер и Маргарита». Он сыграл Понтия Пилата - представителя великой империи, ее защитника любой ценой, вплоть до жизни. Кирилл Юрьевич, сам будучи убежденным государственником, работал над этим образом с особым интересом. Получилось грандиозно!
Он очень хотел дожить до того момента, когда картина будет готова, и посмотреть ее. Слава богу, его желание сбылось. Помню, мы сидели в гостинице «Ореанда» в Ялте, делились впечатлениями, и он был удивительно радостным и светлым…

«Он совершил настоящий подвиг»
Михаил МОРОЗОВ, заслуженный артист России:
- Мне очень сильно повезло в жизни, потому что в течение двух десятилетий я играл в Большом драматическом театре вместе с Кириллом Юрьевичем Лавровым. Не просто служил в том же театре, а выходил на сцену. Я, кажется, переиграл роли всех его «сыновей», начиная с роли сына полка в «Рядовых» в постановке Георгия Александровича Товстоногова и заканчивая ролью сына в «Макбете». Лавров не просто был замечательным актером, он был еще великолепным партнером. Он всегда был настолько живой, обаятельный, с умными, все подмечающими глазами, что стоило ему появиться на сцене, как воцарялась удивительно теплая, творческая атмосфера, и хотелось немедленно откликнуться, поддержать его высочайший уровень исполнения.
Лавров совершил в своей жизни настоящий подвиг: после ухода Товстоногова он взвалил на себя тяжелейший груз - художественное руководство театром. Казалось бы, Кирилл Юрьевич мог играть себе и играть, у него все обстояло великолепно итак и в театре, и в кинематографе, и в общественных делах. Но он болел за БДТ, и он держал марку театра. Он приглашал к нам ведущих режиссеров страны, принимал в труппу выдающихся актеров. Он болел за театр. Получилась органичная преемственность, когда главное в БДТ удалось сохранить.
Главным я считаю культуру и профессионализм Лаврова. Сейчас именно эти два явления в БДТ под угрозой. По совершенно роковым обстоятельствам наш театр начал утрачивать именно их. Появились люди, не владеющие профессией и не обладающие культурой. Невольно многие из нас вспоминают Кирилла Юрьевича очень часто. Он видится нам как образец руководителя БДТ. Мы надеемся, что пена сойдет и за штурвал БДТ встанет человек, хотя бы отчасти похожий на Лаврова: любящий Большой драматический театр и уважающий его славные традиции.

«Улыбнется - и все решено»
Татьяна БЕДОВА, заслуженная артистка России:
- Кирилл Юрьевич, несмотря на свои высочайшие звания и регалии, был очень прост и очень отзывчив. К нему можно было подойти с любым вопросом, он всегда выслушивал и всегда помогал. Человек удивительного обаяния, он многое решал одной улыбкой. Все, буквально все в Большом драматическом театре подпали под его очарование. Любой конфликт (а у актеров, чрезвычайно эмоциональных людей, таковые не редкость) он мог загасить одной шуткой, одним жестом и всегда стремился к созданию дружеской, теплой, душевной атмосферы.
Партнер Лавров был великолепный, превосходный. Вам это подтвердит каждый из тех, кого взрастил и сделал настоящим артистом Георгий Александрович Товстоногов.
Когда Георгия Александровича не стало, коллектив БДТ единогласно избрал Кирилла Юрьевича новым художественным руководителем. Не существовало ни у кого ни малейших сомнений, что только Лавров сможет удержать театр на прежнем уровне и не даст ломать традиции Товстоногова. В этом вопросе Кирилл Юрьевич занимал непреклонную позицию и считал, что реформаторство в БДТ возможно ровно до тех пор, пока не нарушены принципы Товстоногова. Столь же жестко он относился к тем, кто не воспринимал профессию актера как служение театру.
…Конечно, после ухода Кирилла Юрьевича прошло немало времени. В БДТ многое поменялось. Но все, кто работал с Лавровым на протяжении десятилетий, вспоминают его чуть ли не каждый день. Его и его улыбку. Сегодня о таком руководителе можно только мечтать.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015